Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь). Понимание речи происходит раньше активного её освоения. Пассивный словарь всегда шире, чем активный. Впервые годы жизни необходимо расширять понимание речи взрослого и формировать активный словарь ребёнка.
Речь – чудесный дар природы, он не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий. Ребенок воспринимает речь взрослого как образец, поэтому взрослый должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Сама речь взрослого должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
Современные родители активно используют и внедряют в жизнь своих маленьких детей разнообразные гаджеты - телефон, планшет, компьютер и прочие, мотивируя это тем, что это отличный способ занять ребенка. Например, дети тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Помочь отвлечь их в этой ситуации помогут смартфон или планшет с мультиками или играми.
Пальчиковые игры играют важную роль в формировании умственных способностей малыша, поскольку непосредственно связаны с мелкой моторикой. Поэтому родителям так важно, и даже необходимо, совершенствовать и развивать эти навыки малыша, конечно же, в игровой форме.
Рассмотрим суть, а также несколько примеров пальчиковой игры с малышами младшего возраста.
Одна маленькая девочка очень не любила ходить в детский сад. Не то чтобы с ней плохо обращались воспитатели, не то, чтобы дети ее обижали, не то, чтобы там было скучно…, но дома все равно было лучше! Уютнее, проще, свободнее. И девочка старалась, как могла, почаще оставаться дома. Одного «не хочу» было недостаточно, ведь ее мама работала.
Упрямство —это отрицательная особенность поведения ребенка, которая выражается в необоснованном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Проявляется упрямство в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно и не приносит пользы, или, когда ребенок понял, что совершил ошибку и не хочет в этом признаться, и поэтому «стоит на своем». Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. В последующем оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием. Ученые доказали, что мелкая моторика рук тесно связана с развитием речи ребенка, влияет на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
В экологическом воспитании дидактические игры занимают особое место. Ведь игра является естественным состоянием, потребностью детского дошкольного организма. В игре дети знакомятся с окружающим миром, лучше происходит усвоение новых знаний, стимулирует детей на умственную активность, а также в игре формируются нравственные нормы и правила поведения в природе.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психического и физического здоровья с целью развития полноценной личности ребенка.