Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 24.11.2024, 09:33

ГБДОУ детский сад 61 Красносельского района

Меню сайта
Категории раздела
Аджиева Зарема Мавлетовна [4]
Алиева Надежда Викторовна [1]
Андреева Наталия Валериевна [5]
Большакова Ирина Александровна [0]
Гоменюк Светлана Викторовна [7]
Бускина Татьяна Геннадьевна [3]
Прокопьева Любовь Владимировна [3]
Обухова Тамара Алексеевна [2]
Кружильская Татьяна Николаевна [6]
Соколова Наталья Николаевна [5]
Морозова Анна Борисовна [2]
Булевская Оксана Николаевна [3]
Галкина Екатерина Анатольевна [1]
Раззорёнова Ирина Вячеславовна [2]
Петрова Зинаида Сергеевна [2]
Холопова Татьяна Ивановна [7]
Козырева Анна Акселевна [4]
Винокурова Анна Анатольевна [0]
Филимонова Ольга Юрьевна [0]
Чиркова Лариса Михайловна [5]
Кириллова Екатерина Геннадьевна [7]
Ерофеева Татьяна Сергеевна [0]
Куклова Марина Борисовна [0]
Соколова Анастасия Николаевна [2]
Гаджиева Раисат Абдуллаевна [1]
Григорьева Екатерина Николаевна [1]
Дмитриев Денис Олегович [0]
Карегина Ольга Николаевна [2]
Яковлева Людмила Михайловна [1]
Калинина Елена Анатольевна [2]
Невская Виктория Андреевна [2]
Герасимова Валерия Владимировна [2]
Наш опрос
Что ваш ребёнок предпочитает делать вечером?
Всего ответов: 206
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Словообразовательные игры для старших дошкольников

Консультация для родителей по теме «Словообразовательные игры для старших дошкольников»

Для успешного обучения и общения в школе ребенку необходим достаточно богатый и разнообразный речевой запас. Речь играет важную роль в становлении личности ребенка, являясь важнейшим средством общения, познания окружающей действительности. В данной консультации я бы хотела представить некоторые игры и игровые упражнения на словообразование, так как оно является основным средством пополнения словарного состава языка. Словообразование – образование новых слов из исходных определенными способами, доступными для дошкольника. Существует несколько способов словообразования, но старшие дошкольники пользуются в основном морфологическими (добавление к исходной части окончания, приставки, суффикса), а при достаточной практике - слиянием двух основ или слов, и переходом одной части речи в другую.

Если ребенок овладел разными способами словообразования, то это является важнейшим показателем речевой готовности ребёнка к школе. Поэтому в детском саду ведется целенаправленная работа на развитие и совершенствование словообразования. Ниже приведены примеры словесных игр, игровых упражнений по каждой из частей речи. Данные упражнения могут использовать и родители дома для закрепления знаний и умений, полученных детьми в детском саду.

ИМЕНА СУЩЕСТСТВИТЕЛЬНЫЕ

  1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Ласковые имена» (дети называют ласково по именам ребят из своей группы: Рома-Ромочка, Миша-Мишенька, Маша-Машенька, Арина-Аришенька, Соня-Сонечка и т.д. Также можно попросить, чтобы ребенок назвал ласково всех своих близких по именам.

Разновидностей игровых упражнений на образование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов много: назвать малышей животных (волк-волчонок, медведь-…, кошка-… и т.д. Можно поиграть в игру «Гномик», детям она очень нравится. Жил был гномик. Он был очень маленький, поэтому у него была не голова, как у нас, а головка. А как же скажем про другие части тела? У него был не нос, как у нас, а - …, не уши - а …, не руки – а …, не локти – а …, не лоб – а …, не глаз – а …, не щека – а …, не ноги – а … А дальше работает фантазия воспитателя или родителей: У гномика дома стоит не кресло, а креслице; кушает гномик не за столом, а …; варит гномик суп не в кастрюле, а в … и т.д. Придумать разных вариантов игровых ситуаций можно много.

  1. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия с помощью суффиксов. Игра «Назови профессию» - дети отвечают на вопросы: Кто играет на барабане? (барабанщик). И так образуем названия всех музыкальных специальностей от названия инструмента – пианист, балалаечник, гитарист и т.д. Кто ловит рыбу? Кто строит дом? Кто убирает двор? Кто учит детей? Кто продает товары в магазине? Кто водит трактор?

  2. Игровое упражнение на образование мужских и женских профессий: мужчина-художник, а женщина-художница, мужчина-писатель, женщина-писательница, мужчина-продавец, женщина-продавщица, мужчина-актер, а женщина-актриса и т.д.

  3. Игровое упражнение на образование существительных со значением вместилища. «Что для чего?» Можно обыграть ситуацию с куклой или с девочкой из группы: К Маше придут гости, а она не знает, во что положить хлеб, салат и т.д. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Куда Маша нальет суп? (в супницу); куда насыплет сахар – в сахарницу; куда нальет соус для макарон – в соусницу и т.д.

  4. Образование существительных с суффиксом –ищ, объясняя детям, что «волшебная часть с -ищ- превращает обычный предмет в большой. Далее дети играют, образовывая существительные: большой комар-комарище, большой куст-…, большой дом-…, большой помидор-… и т.д.

  5. Обозначение предмета по действию или качеству (слово+слово) «Два слова в одном» Дети отвечают на вопросы взрослого. Когда падает снег, как мы это называем? (Снегопад) Когда листья падают? (Листопад) Когда камни с гор падают? (Камнепад) Какой прибор сосёт пыль? (Пылесос) Какая машина сок выжимает? (Соковыжималка) Какая машина кофе варит? (Кофеварка)  Какой транспорт колет лед? (Ледокол)  Кто чистит трубу? (Трубочист)   Кто ловит мышей? (Мышелов) Как называется машина, которая чистит овощи?  (Овощечистка)  Кто натирает пол? (Полотер) и т.д.

  1. Игра «Назови родственные слова». Дети придумывают цепочку родственных слов с помощью вопросов взрослого: кот … (котик, котёнок, котище, кошка, котята, кошачий, кошечка); лиса … (лисёнок, лисий, лисонька); сад … (садик, садовый, садовник, посадить, посадки); соль … (солёный, посолить, соленья); лес … (лесок, лесной, лесник); вода … (водный, подводный, водовоз, водяной) и т.д.

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

  1. Образование прилагательных со значением уменьшительности и ласкательности «Назови ласково» Дети образуют прилагательные по примеру взрослого. Зубастый крокодил – зубастенький. Ленивый бегемот – ленивенький. Быстрая обезъянка – … Страшный рассказ – … Соленый огурец – … Кислое яблоко – …

  2. Образование качественных прилагательных. «Какой? Какая? Какое?» По примеру взрослого дети образуют прилагательные. Ум – умный, умная, умное. Длина – длинный, длинная, длинное. Страх - …, разговор-…, старость -…, холод - …, море - …, жара - … и т.д.

  3. «Придумай название» Взрослый (воспитатель или родитель) придумывает ситуацию: В новом городе много улиц. Все они широкие, красивые, но еще не имеют названий. Давайте придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города сразу же их запомнили и никогда не путали. По примеру взрослого дети придумывают название улиц. Улицу, на которой находится завод, как? мы назовём – Заводская. На которой много цветов – … Цветочная. На которой расположена школа - … Школьная. На которой много берез - … Березовая. На которой растет много лип - … Липовая и т.д. Фантазия у взрослых может быть безгранична. А можно и наоборот, попросить детей придумать, что есть такое на этой улице, что могло бы дать ей название?

  4. Образование относительных прилагательных. «Что из чего?» Взрослый называет существительное, а дети образуют прилагательное. Бумага-бумажный, виноград – виноградный, дерево – деревянный, лимон – лимонный, стекло – стеклянный, глина - …., резина - …, гриб - …, мех - …, резина - … и т..д

  5.  «Скажи правильно» Взрослый называет существительное, а ребенок образует прилагательное: утро – утренний, вечер - …, завтра - …, день - …, ночь - …, город - …, деревня - …, кукла - … и т.д.

  6. Образование притяжательных прилагательных «Чьи хвосты?» Дети образуют прилагательные по примеру взрослого. Кошка – кошачий,  лиса - …,  лебедь - …,  гусь - …, слон - …, медведь - …, еж - …, овца - …, собака - …, мышь - …, волк - … «Чья вещь?» Дети образуют притяжательные прилагательные по примеру взрослого. Мама – (сумка чья?) мамина, тетя - (платок чей?) …, дядя – (чемодан чей?) …, бабушка – (шаль чья?) …, папа – (кошелек чей?) …, дедушка – (очки чьи?)…

  7. «Назови листья (иголочки)» Дети образуют прилагательные по примеру взрослого. Дуб – дубовый, береза - …, ель - …, клен - …, осина - …, рябина - …, липа - …, тополь - …

  8. Образование сравнительной степени прилагательных. «Доскажи словечко» Взрослый начинает предложение, а дети его заканчивают. Эта темная юбка, а другая ещё (темнее). Этот дом высокий, а другой ещё … Это красное платье, а другое ещё … Мама молодая, а дочка ещё … Это удобное кресло, а другое ещё … Сахар сладкий, а мёд ещё … Ромашка красивая, а роза ещё … Диван мягкий, а подушка ещё … У сестры книжка толстая, а у брата ещё … У Маши голос громкий, а Пети ещё … Этот коридор узкий, а другой ещё …

  9. Обозначение качества (слово + слово) «Назови новое слово» Дети отвечают на вопросы взрослого. Как можно назвать птицу с длинным хвостом? (длиннохвостая) С желтой грудкой? (желтогрудая) С острым клювом? (остроклювая) С голубыми глазами? (голубоглазая) С красными щеками? (краснощекая) Как можно назвать мальчика с широким лбом? (широколобый) Как назвать девочку с карими глазами? (кареглазая) Как называют дяденьку с длинным носом? (длинноносый) и т.д. Далее все зависит от фантазии взрослого.

ГЛАГОЛ.

  1. Образование приставочных глаголов. «Добавляй и говори» Взрослый объясняет детям, что если к слову ехать добавить у вначале, то получиться новое слово уехать. Далее также с приставками в-, вы -, от -, за-, пере-, под-, до-, с-, на-, пере-, при-. Далее дети самостоятельно образуют слова от следующих глаголов, добавляя возможные приставки: идти, бежать, лезть, лететь, читать, рисовать, сыпать, красить и т.д.

  2. Образование категории времени глагола (настоящее, прошедшее, будущее). «Два брата» Взрослый произносит текст, а дети вставляют в него слова по смыслу. Взрослый. Жили-были два брата медвежонка: Шустрик и Мямлик. Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, А Мямлик ещё только … (встает). «Когда же ты …(встанешь)?» Шустрик оделся, а Мямлик еще только … (одевается). Шустрик уже позавтракал, а Мямлик еще только … (завтракает) и т.д. Можно попросить детей самих придумать предложения про Шустрика и Мямлика.

  3. Образование глаголов из других частей речи. «Образуй слово» Дети по примеру взрослого образует глаголы. Бег – бежать, красный – краснеть, клей – клеить, мороз - …, твердый - …, блестящий - …, свет - …, старый - … и т.д.

Уважаемые родители, больше общайтесь со своим ребенком, разговаривайте, задавайте вопросы, играйте.

Желаю удачи!

Категория: Кружильская Татьяна Николаевна | Добавил: dc61krs (18.01.2022)
Просмотров: 2238 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz