Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 05:22

ГБДОУ детский сад 61 Красносельского района

Меню сайта
Категории раздела
Аджиева Зарема Мавлетовна [4]
Алиева Надежда Викторовна [1]
Андреева Наталия Валериевна [5]
Большакова Ирина Александровна [0]
Гоменюк Светлана Викторовна [7]
Бускина Татьяна Геннадьевна [3]
Прокопьева Любовь Владимировна [3]
Обухова Тамара Алексеевна [2]
Кружильская Татьяна Николаевна [6]
Соколова Наталья Николаевна [5]
Морозова Анна Борисовна [2]
Булевская Оксана Николаевна [3]
Галкина Екатерина Анатольевна [1]
Раззорёнова Ирина Вячеславовна [2]
Петрова Зинаида Сергеевна [2]
Холопова Татьяна Ивановна [7]
Козырева Анна Акселевна [4]
Винокурова Анна Анатольевна [0]
Филимонова Ольга Юрьевна [0]
Чиркова Лариса Михайловна [5]
Кириллова Екатерина Геннадьевна [7]
Ерофеева Татьяна Сергеевна [0]
Куклова Марина Борисовна [0]
Соколова Анастасия Николаевна [2]
Гаджиева Раисат Абдуллаевна [1]
Григорьева Екатерина Николаевна [1]
Дмитриев Денис Олегович [0]
Карегина Ольга Николаевна [2]
Яковлева Людмила Михайловна [1]
Калинина Елена Анатольевна [2]
Невская Виктория Андреевна [2]
Герасимова Валерия Владимировна [2]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 166
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Зимняя прогулка как условие формирования познавательной активности детей раннего возраста

Зимняя прогулка – уникальное время, обеспечивающее знакомство с теми явлениями природы, которых нет в другое время года, когда создается особенная познавательная среда, естественная среда, которая обеспечивает необходимую познавательную и исследовательскую активность ребенка с учетом его возраста и доступных развивающих средств. Зимой ребенок может наблюдать многообразие погодных явлений, их постоянное изменение, что вызывает его интерес и много эмоций, понаблюдать за снегом, поэкспериментировать с ним, узнать, что такое холод и мороз, рассмотреть нахохлившихся прыгающих птиц, понаблюдать за работой дворника, спецтехники.

Прогулка с детьми раннего возраста требует подготовительной работы, так как в силу своих возрастных особенностей дети не имеют первоначальных представлений о времени года – зима; что снег – белый, что по небу плывут облака, что идет снег, что птицы – маленькие, и зимой им требуется помощь, что деревья зимой спят, и надо бережно к ним относиться.

Поэтому, начиная с поздней осени, рекомендуется показывать детям картинки по сезону, читать книги, разучивать песни и стихи, можно посмотреть мультфильм и обязательно обращать внимание на зимние пейзажи, которые можно увидеть из окна или по пути в сад или на прогулку. Видя зимний пейзаж собственными глазами, малыш ощущает всеми органами чувств, всей душой воспринимает многообразие окружающего мира.

В условиях прогулки заложены огромные потенциальные возможности для развития познавательной активности детей раннего возраста, преимущественно в части наблюдений. Наблюдения должны быть короткими, яркими, интересными, содержательными, несущими новизну. И. П. Павлов говорил, что необходимо руководить процессом наблюдения, оно должно проходить как активная познавательная деятельность. При организации наблюдений используется так называемая «проблемная ситуация»: формируется тема, которая помогает выявить имеющийся опыт и знания ребенка и создает положительную мотивацию для наблюдения. Детям задаются вопросы проблемно-поискового характера, например: «Как вы думаете? Почему так происходит?». При формировании обратной связи, получив определенные знания, дети спрашивают: «Почему снег растаял, а еще зима? Куда спрятались листочки?». Это свидетельствует о наличии интереса и говорит о познавательной активности. Если ребенок не проявляет исследовательского интереса, не задает вопросов, не выражает эмоциональное отношение, взрослый стимулирует его познавательную активность вопросами и подсказками.

Прогулка позволяет удовлетворить потребность ребенка в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природным материалом и игрушками. Ребенок с удовольствием чистит дорожку, сгребает снег, катается с горки. Много радости приносят детям снежные лабиринты, сделанные родителями, где можно посадить различных зверей, которые встречают малыша и могут поиграть с ним, попрыгать, похлопать в ладоши, поиграть в прятки.

Во время таких игр возможен развивающий диалог с ребенком: «Кто это здесь встречает Юлечку?». Ребенок с удовольствием назовет игрушку, например: «Как же к нам попал Мишка?». Ответы ребенка на такой вопрос могут быть разными, например: «Пришел из леса, потерялся, что хочет спать и т.д.». И родитель интересуется: «Что же делать? Как помочь медвежонку, как думаешь?». Так, ребенок может предложить взять его домой (в этом случае разворачивается беседа о том, что это лесной житель и сможет ли он жить дома?). Возможно, ребенок предложит построить Мишке дом (тогда разговор приобретает новые формы: «Какой дом у медвежонка? Из чего будем строить? Где строить дом и почему?»).

Экспериментирование на зимних прогулках при организации наблюдений, а именно, использование наглядно-практических методов, помогает сделать ее интереснее для детей, способствует обогащению их сенсорного опыта.

Примеры опытов и поисковых действий, которые могут применяться в ходе прогулки:

  • «Цветные льдинки» - дети замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают льдинками постройки из снега;

  • «Делаем фигурки» - дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег;

  • «Цветной снег» - дети поливают уплотненный снег, тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры;

  • «Разные ножки бегут по дорожке» - дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки;

  • «Волшебная вода» - дети смешивают подкрашенную воду и получают разнообразные «волшебные» цвета и оттенки;

  • «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их;

  • «Снежные фигуры» - лепка из снега снежных баб, снегурочек, зайчиков, строят крепости и тоннели;

  • «Мир меняет цвет» - рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета (очки).

Таким образом, внедрение познавательного содержания прогулки приводит к формированию и стимулированию самостоятельной познавательной активности детей раннего возраста, ее повышению. Дети самостоятельно будут пытаться экспериментировать со снегом, насыпая его в разные по объему и величине емкости, принесут домой, чтобы посмотреть, что с ним произойдет в теплом помещении, будут задавать вопросы: «Где спят птички? Почему сосулька «плачет»? Почему у синички желтая грудка?», тем самым подтверждая эффективное формирование познавательной активности.

Категория: Холопова Татьяна Ивановна | Добавил: dc61krs (24.01.2022)
Просмотров: 328 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz