Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 11:50

ГБДОУ детский сад 61 Красносельского района

Меню сайта
Категории раздела
Аджиева Зарема Мавлетовна [4]
Алиева Надежда Викторовна [1]
Андреева Наталия Валериевна [5]
Большакова Ирина Александровна [0]
Гоменюк Светлана Викторовна [7]
Бускина Татьяна Геннадьевна [3]
Прокопьева Любовь Владимировна [3]
Обухова Тамара Алексеевна [2]
Кружильская Татьяна Николаевна [6]
Соколова Наталья Николаевна [5]
Морозова Анна Борисовна [2]
Булевская Оксана Николаевна [3]
Галкина Екатерина Анатольевна [1]
Раззорёнова Ирина Вячеславовна [2]
Петрова Зинаида Сергеевна [2]
Холопова Татьяна Ивановна [7]
Козырева Анна Акселевна [4]
Винокурова Анна Анатольевна [0]
Филимонова Ольга Юрьевна [0]
Чиркова Лариса Михайловна [5]
Кириллова Екатерина Геннадьевна [7]
Ерофеева Татьяна Сергеевна [0]
Куклова Марина Борисовна [0]
Соколова Анастасия Николаевна [2]
Гаджиева Раисат Абдуллаевна [1]
Григорьева Екатерина Николаевна [1]
Дмитриев Денис Олегович [0]
Карегина Ольга Николаевна [2]
Яковлева Людмила Михайловна [1]
Калинина Елена Анатольевна [2]
Невская Виктория Андреевна [2]
Герасимова Валерия Владимировна [2]
Наш опрос
Что ваш ребёнок предпочитает делать вечером?
Всего ответов: 199
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Подготовка руки к письму

Письмо – это сложный навык, который требует от ребенка выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Уже в дошкольные годы в детском саду и в семье можно сделать очень многое, чтобы подготовить ребенка к этому трудоемкому процессу и облегчить будущему первокласснику процесс овладения письмом.

         Важно понимать, что в детском саду мы готовим руку к письму, а не учим писать. Это две совершенно разные задачи!

Подготовка руки к письму включает несколько направлений:

  • развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),
  • развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,
  • развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
  • развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).

Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков

Ниже представлены некоторые упражнения, которые можно использовать для подготовки руки к письму:

  • «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
  • «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
  • «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
  • «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля, ватные палочки и др). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
  • «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
  • «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.
  • Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости

Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей Ф. Фребель в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами; конструирование из гороха и палочек; выкладывание фигурок из палочек и лучинок; нанизывание; плетение узоров из полосок бумаги; пальчиковые игры). Также М. Монтессори разработал систему заданий по развитию ручной умелости - вкладыши, рамки для застегивания, шнуровки и другие, и Л.К. Шлегер - работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном,

Ниже приведены примеры упражнений, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

Важно помнить, что для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

  • выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики;
  • конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов;
  • конструирование из бумаги и картона;
  • плетение шнуров из ярких цветных веревочек;
  • изготовление поделок из проволоки;
  • пришивание пуговиц;
  • нанизывание бусин и изготовление детских бус;
  • изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование);
  • пальчиковые игры;
  • штриховки;
  • изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций);
  • валяние из шерсти поделок;
  • раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
  • рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»), а также использование тетрадей в крупную клетку для графических диктантов;
  • дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам;
  • обведение рисунков по точкам;
  • выкладывание из спичек, счетных палочек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка);
  • плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы;
  • вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой;
  • декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, дымковской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме;
  • задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов);
  • рисование на доске мелом, цветными мелками;
  • оригами;
  • изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

Как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Есть 2 традиционных задания, их часто дают детям при поступлении в школу.

1.Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:

  • вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
  • линия будет прерывистой, вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
  • ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

2. Штриховка. Надо заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка). Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Учимся правильно держать ручку и карандаш.

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.

Второе. Неправильное положение пальцев. Карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.

Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу. А затем скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,

 Мы построим буквам дом.

 Тук-тук, молотком,

 Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Четвертое. Неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.

Правильно - верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.

При неправильном держании карандаша или ручки - кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.

Нужно показать ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

Надеюсь, что эти рекомендации по подготовке руки к письму помогут Вам.

Желаю удачи!

Категория: Кружильская Татьяна Николаевна | Добавил: dc61krs (10.04.2022)
Просмотров: 237 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz