Игры с природными материалами – это самая доступная для каждого ребёнка форма деятельности. С помощью природного материала, мы развиваем тактильную чувственность «ручной интеллект», все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), речь и моторику. Развиваем наблюдательность, художественные способности и, конечно, фантазию ребёнка.
Предлагаем вам подборку игр, в которых используются природные материалы:
- «Каждому камешку свой домик» – Классификация камешков по форме, цвету, размеру, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые), по коробочкам.
- «Помоги Золушке» – Камни, шишки, жёлуди, каштаны и ракушки лежат в одной корзине. Ребёнок должен разложить их по коробочкам.
- «Угадай, что там» – Мешочек наполнен природным материалом. Ребёнок на ощупь угадывает, что там: шишка, жёлудь, орех, каштан и т.п., после чего даёт описание предмету.
- «Сложи или повтори узор» – Ребёнок сам придумывает и выкладывает узор или контур предмета из желудей, каштанов, камешек, арбузных семечек и т.п., либо повторяет узор предложенный взрослым.
- «Что изменилось» – На столе в ряд располагаем природный материал. Ребёнок внимательно смотрит и запоминает, что и где находится, потом закрывает глаза. Взрослый что-то меняет (убирает один предмет или меняет их местами). Ребёнок должен сказать, что изменилось.
- «Дорисуй» – На лист бумаги приклеиваем лист с дерева. Ребёнок должен дорисовать или также использовать природный материал, чтобы в итоге получилась картинка.
- «Ассоциации» – Используем камешки разной формы. Ребёнок должен придумать, на что этот камешек может быть похож по форме и рассказать об этом.
- «Найди пару» – Предложить ребёнку коробку с палочками. Высыпать всё на стол. Сравнить и найти одинаковые пары по длине, толщине и цвету. Посчитать сколько пар получилось.
- Музыкальные игрушки «Шумелки» – В пластмассовые пустые баночки насыпаем различный природный материал: косточки от вишни, сливы, тыквенные семечки и т.п. Слушаем, как звучит (в зависимости от пополнения звучание будет разным).
- «Цифры и буквы» – На камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении счёту и чтению.
- «Игрушки – самоделки» – Используем шишки, желуди, листья, палочки, скорлупки грецкого ореха и т.п. Сочиняем сказку или историю с получившимися персонажами, тем самым развиваем связную речь ребёнка.
В процессе игры и после её завершения дети испытывают большое эмоциональное наслаждение, повышается их жизненный тонус, способствующий поднятию настроения. Развивается речь, т.к. в таких играх особенную роль играет рука, как осязательный орган, который дополняет комплекс ощущений и делает полнее представление о материалах и их свойствах.
Творите и играйте вместе с детьми! |