Девиз всех детей звучит так: «Помоги мне сделать это самому». На мой взгляд, это очень ёмкое и мудрое определение того, как развить в ребёнке самостоятельность, силы и желание быть взрослым и умелым.
Посильный труд в значительной степени определяет общее развитие ребёнка. В процессе самообслуживания он знакомиться с предметами. Труд по самообслуживанию и выполнение несложных обязанностей воспитывает у детей самостоятельность и выносливость организма, развивает ловкость и координацию движений.
Ребёнок должен привыкнуть перед сном аккуратно складывать одежду в определённом месте. Лучше, если это будет стул, соответственного размера. Для того, чтобы ребёнок сам самостоятельно брал и клал на место пижаму, место их хранения должно быть постоянным.
Самостоятельность детей в одевании и раздевании зависит и от того, каковы сами предметы туалета. Ребёнка легче приучить самостоятельно застёгивать одежду и делать это он будут охотнее, если пуговицы крупные, а петли им соответствуют. Неудобно детям застёгивать платья и кофты на спине. Затрудняют их и различные шнуровки, пояса со сложными пряжками. Рукава (если ребёнок ходит в детский сад в одежде с длинными рукавами) обязательно должны засучиваться.
В процессе одевания и раздевания у детей будет возникать меньше трудностей, если размер ворота будет соответствовать голове ребёнка. Необходимо так же следить за тем, чтобы шнурки на ботинках, туфлях, сапожках, кроссовках были всегда с твёрдыми наконечниками. Обувь, особенно зимняя, должна легко надеваться и сниматься.
Для того, чтобы ребёнку было удобно мыть руки и умываться, целесообразно, например, сделать устойчивую подставку.
В 3-4 года ребёнка начинают приучать чистить зубы, поэтому у него должна быть своя щётка и паста для чистки зубов. При покупке зубной щётки, стаканчика или подставки для неё, а также зубной пасты, стоит обращать внимание на их привлекательность (яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма и т. д.).
Если у ребёнка есть удобное и постоянное место для полотенца, он будет вешать его без напоминания. Если в семье двое-трое детей, хорошо подобрать для них разные по цвету или орнаменту полотенца.
Если в семье для ребёнка нет специальной мебели, то необходимо сделать подставку под ноги. Так как, если ноги ребёнка находятся «на весу», то он быстро утомляется: начинает вертеться, капризничать, пытается с ногами влезть на стул.
В детском саду детей этого возраста постепенно привлекают к дежурству по столовой, поэтому дома они тоже могут участвовать в накрывании стола и его уборке. Приучение ребёнка к обращению с вилками требует особой осторожности и контроля со стороны взрослых. |