Одна маленькая девочка очень не любила ходить в детский сад. Не то чтобы с ней плохо обращались воспитатели, не то, чтобы дети ее обижали, не то, чтобы там было скучно…, но дома все равно было лучше! Уютнее, проще, свободнее. И девочка старалась, как могла, почаще оставаться дома. Одного «не хочу» было недостаточно, ведь ее мама работала. Тогда, казалось, сам собою нашелся идеальный предлог. Каждый понедельник с утра или уже в воскресенье у нее поднималась температура 37,2 и набухали миндалины в горле. Разумеется, ее никуда не вели, а начинали лечить. Маме давали больничный до «среды», а если девочке «везло», то и до пятницы. А в воскресенье вечером температура почему-то опять поднималась. (Кстати она и школу хронически не посещала весь первый класс). Мама только вздыхала: «Болезненный ребенок! Цепляет любую инфекцию!».
Но психологи считают иначе. По их мнению, многие люди болеют «специально», хоть и не осознанно. Для детей – это один из способов избегания детского сада. Почему же одни малыши обожают свой «садик» и чувствуют себя там легко и уверенно, а другие провожают и встречают родителей душераздирающим ревом и готовы на все, вплоть до таблеток и уколов. Лишь бы остаться дома? Вопрос был адресован психологу С.В.Березину:
-Очень широкий спектр причин может вызвать негативное отношение ребенка к детскому саду. Основных две: ребенок боится оказаться брошенным, оставленным, или он не умеет общаться с ровесниками и предпочитает общество взрослых. «А ты точно за мной придешь? Приходи пораньше» - часто говорят дети, которые сомневаются, любит ли их мама. Возможно, когда-то возникла ситуация, поселившая в сознание малыша тревогу и неуверенность в маминой любви, хотя сама мама могла не придать той ситуации большого значения. Ребенок воспринимает поход в детский сад как способ, которым взрослые от него избавляются. Тревожного ребенка легко узнать, он, как хвостик, постоянно ходит за мамой, редко играет один, требует то одно, то другое, с трудом выносит, когда внимание матери сосредоточено не на нем. Естественно, мать такое поведение начинает раздражать, ребенок это чувствует и еще больше убеждается, что «от него устали». Получается замкнутый круг, разорвать который самим очень сложно. Здесь нужна коррекция родительско - детских отношений с участием психолога.
Вторая причина того, почему дети не хотят ходить в детский сад-нежелание находиться среди других детей. Отношения с взрослыми людьми – неравные, взрослые делают уступки, берегут ребенка. Сверстники не столь удобны в общении, они такие же эгоистичные, часто импульсивные и агрессивные, иногда даже жестокие. Но учиться общаться на равных необходимо, если родители не хотят вырастить «маменькиного сынка» или «маменькину дочку». Нередко родители сами поддерживают вокруг ребенка искусственную среду обитания. Они говорят: «Наш ребенок такой аккуратный, спокойный, а дети такие шумные, так ужасно себя ведут! Это они виноваты, что ему в садике плохо». А смогут ли родители всю жизнь оберегать свое дитя от «плохих» людей?
Дети, которые большую часть времени находятся среди взрослых, отстают в социальном развитии, еще и потому, что не усваивают важные элементы субкультуры. Они не знают многих важных вещей, которые мы обязаны узнать в свое время. Например, половое воспитание начинается уже с детского садика, когда дети передают друг другу свои пусть и искаженные, неверные представления о половом поведении взрослых. Но эти сведения, странные и нелепые, позволяют структурировать сознание в раннем возрасте. Потом по мере взросления они изменяются, приближаются к истине, но, так сказать, начальные базовые знания во многих областях жизни дети начинают (могут) получать только от детей. |