Эмоции и чувства составляют очень важную сторону жизни человека. Эмоциональные переживания затрагивают отношения с окружающими, общение, познавательную сферу, деятельность человека.
Эмоции – это психические процессы и состояния, переживания, с помощью которых человек выражает своё отношение к происходящим событиям, людям, их поступкам, к самому себе.
П. Экман выделил семь базовых эмоций: гнев (злость), печаль (грусть), презрение, отвращение, страх - отрицательные; удивление и радость – положительные.
Эмоционально-волевая сфера – это свойство, которое характеризует содержание, динамику и качество чувств и эмоций человека. Одним из самых важных аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста является развитие эмоционально-волевой сферы. Это является основой для последующего обучения в школе. Принято выделять три этапа развития эмоционально-волевой сферы:
1. Возраст 3-4 года – происходит постепенное укрепление эмоционально-волевой сферы.
2. 4-5 лет формирование и развитие нравственной саморегуляции ребёнка.
3. 6-7 лет формирование деловых личностных качеств ребёнка. Происходит более глубокое осознание своих внутренних переживаний на основе формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции.
Развитие эмоционально-волевой сферы - достаточно сложный процесс, который происходит под воздействием внутренних (особенности психического и физического развития, наследственность) и внешних факторов (окружающая среда, семья).
Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребёнка, психологически положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение. Вследствие этого у ребёнка формируется жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние, наблюдается успешная адаптация в будущем к школьному учреждению, высокий уровень волевого усилия.
В работе педагога-психолога важно обучить детей распознавать свои эмоции, называть их, уметь их регулировать.
Для детей 4-5 лет можно использовать методики «Дополнение фраз». Педагог произносит начало фразы, а ребёнку необходимо завершить её. Например, «Девочка смеялась, потому что…», «Если на улице пасмурно…» «Мальчик расстроился…». Можно выявить способность ребёнка рассуждать, уровень речевого развития, выяснить особенности личности и характера общения.
Также для выявления особенностей личности ребёнка можно использовать методику «КАТ». Ребёнку предъявляют 10 рисунков, просят рассказать, что происходит на картинке, кто изображён, о чём думают животные на картинках, что чувствуют. Выявляют уровень тревожности, демонстративности, агрессивности, страхов, конфликтности.
Для детей 5-7 лет возможно применение методик «Рисунок семьи», «Несуществующее животное». На основании обсуждения рисунка с ребёнком, можно судить о взаимоотношениях в семье, эмоционально-личностных трудностях ребёнка, для изучения личностных качеств и особенностях воображения ребёнка.
Использование методик «Три желания» и «Шапка-невидимка» с детьми 6-7 лет, позволяет судить о ценностных ориентирах ребёнка, о воображении, о социально-нравственных показателях, взаимоотношении с детьми и взрослыми.
Также для развития эмоционально-волевой сферы важно ежедневно привлекать внимание ребёнка к его чувствам. Необходимо давать возможность ребёнку высказаться, уделить ему внимание, даже если кажется, что это что-то не важное. В рамках ДОУ не всегда есть такая возможность у педагогов, нужно это проговаривать родителям. Они – первые педагоги. Необходимы объятия и ласка, контакт «глаза в глаза», одобрительные фразы и действия (погладить по голове, по плечу, поцеловать).
Нужно включать в ежедневные ритуалы вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «какое у тебя сегодня настроение?», «что сегодня было хорошего?» и т.д. Важно концентрироваться на ощущениях и чувствах, когда ребёнок ест: «Что ты ешь?», «тебе вкусно?», «что ощущает язык?», «какой запах тебе нравится? какой не нравится?».
На прогулке делать акценты на ощущениях от ветра, от дождя, от снега на руках, на лице. Важно включать в работу все органы чувств при развитии эмоционально-волевой сферы.
Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.
Игра «Тренируем эмоции»
Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.
1. Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.
2. Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.
3. Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.
Игра «Лото настроений»
На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
Игра «Уходи, злость, уходи»
Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»
Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.
Игра «Продолжи фразу»
Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.
Игра «Обзывалки»
Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!» После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.
Игра «ДА и НЕТ»
При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Птицы летают? Гуси мяукают?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет?
У тебя есть нос? Игрушки живые?
Используя эти игры, можно развить у ребёнка эмоционально-волевую сферу и научить его регулировать и контролировать свои эмоции.
Желаем Вам удачи! |