«Ум ребенка- на кончиках пальцев» (В.А.Сухомлинский)
Мелкая моторика-это точные движения пальцев рук.
Мелкая моторика-это двигатель развития, способность выполнять мелкие движения пальцами и кистями и рук. Моторика начинает развиваться у ребенка сразу после рождения. Развитие мелкой моторики напрямую влияет на формирование речевых функций. А также мелкая моторика развивает внимание, память, усидчивость, образное мышление. Задача взрослых помочь детям организовать обучение, чтобы оно приносило пользу и удовольствие. Для этого нужны ежедневные правильные игры и упражнения, на развитие мелкой моторики и для повышения работоспособности головного мозга.
Игра - это ведущая деятельность дошкольников, лучше всего развивать мелкую моторику форме игр.
Для качественного развития мелкой моторики необходимо соблюдать некоторые условия:
-регулярность
-позитивный настрой
-контроль взрослых
-соответствие игр возрасту и интересам ребенка.
Помимо игр ежедневно нужно выполнять пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, потешек, сказок и народных песен, способствует стимулирования развитию мелкой моторики.
Предлагаю вашему вниманию подборку игр, которые мы используем на практике:
Игра "Цветная сортировка"
- Материалы: Разноцветные крупы (например, фасоль, горох, рис), несколько контейнеров разных цветов.
- Ход игры: Попросите ребенка отсортировать крупы по цветам и положить их в соответствующие контейнеры. Это поможет развивать навыки сортировки и распознавания цветов.
Цель: развивать у малышей сенсорные навыки, мелкую моторику, а также творческое мышление и воображение. Игры с крупами помогают детям в следующих задачах:
Задачи:
-
Исследование текстуры и формы различных круп, что способствует развитию тактильных ощущений.
-
Учиться различать цвета и размеры, что способствует развитию зрительного восприятия.
-
Развитие координацию движений, манипулируя крупами с помощью рук, ложек или других предметов.
-
Стимулирование креативности, создавая различные конструкции, рисунки или узоры из круп.
-
Развитие навыков общения и сотрудничества, если игра проходит в группе, что способствует социализации.
Таким образом результат игры с крупами не только развлекает детей, но и способствует их всестороннему развитию.
Игра "Звуковые эксперименты с крупами"
- Материалы: Разные крупы, контейнеры.
- Ход игры: Попросите ребенка насыпать разные крупы в контейнеры и потрясти их, чтобы услышать различные звуки. Это поможет развивать слуховое восприятие.
Цель: помочь детям различать звуки, издаваемые различными крупами, и развивать их слуховые навыки. Может иметь несколько задач, направленных на развитие различных навыков и способностей.
Задачи:
-
Изучение звуков: Познакомить детей с различными звуками, которые могут издавать крупы при трении, сыпании или ударе.
-
Создание музыкальных композиций: Стимулировать детей к созданию простых ритмических последовательностей и мелодий с использованием круп.
-
Развитие моторики: Способствовать развитию мелкой моторики через манипуляции с крупами (перекладывание, сыпание, смешивание).
-
Формирование внимательности: Развивать способность концентрироваться на звуках и различать их, обучая детей внимательности и сосредоточенности.
Эти цели и задачи помогут детям не только развивать слуховые навыки, но и результату общему развитию, включая креативность, координацию и социальные навыки.
Игра из природного материала «Сортировка»
- Материалы: шишки, камушки, листья, палочки, краски и кисти (по желанию), лотки или контейнеры для хранения материалов.
-Ход игры: Разделите детей на небольшие группы и дайте каждой группе набор природных материалов. Попросите их отсортировать материалы по различным критериям: по цвету, размеру, форме. Это поможет развить навыки классификации.
Цель: Улучшение мелкой и крупной моторики через манипуляции с природными материалами.
Задачи:
-
Исследование природных материалов: Познакомить детей с различными природными материалами (камни, листья, ветки, шишки и т.д.) и их свойствами.
-
Развитие наблюдательности: Учить детей замечать детали окружающего мира, различать формы, цвета и текстуры природных объектов.
-
Обучение основам экологии: Объяснять детям важность сохранения природы и бережного отношения к природным ресурсам.
Эти цели и задачи помогут детям развивать свои навыки, имея результат и положительное отношение к природе и окружающему миру.
Игра со шнуровкой
-Материалы: шнурок разной длины и текстуры; различные геометрические фигуры с отверстиями (круги, квадраты, треугольники).
-Ход игры: Предложите ребенку выбрать фигуру и начать шнуровать. Поддерживайте его, если возникают трудности, и хвалите за успехи. Можно предложить ребенку создавать узоры, комбинируя разные цвета и формы.
Предлагаем детям усложнившуюся задачу, добавляя больше элементов или предлагая шнуровать фигуры в определенном порядке. Вводите элементы игры, например, задание на время или соревнование, кто быстрее соберет определенное количество фигур.
Цель: Учить детей следовать определенной последовательности действий, что способствует развитию логического мышления.
Задачи:
-
Обучить основам шнуровки: Показать, как продевать шнурок через отверстия, создавать узлы и завязывать шнурки.
-
Развивать терпение и настойчивость: Помочь детям научиться доводить начатое дело до конца, даже если это требует времени и усилий.
-
Создание игровых ситуаций: Использовать шнуровку в различных играх и заданиях, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным.
Дети учатся управлять своими пальцами, что способствует результату развитию мелкой моторики. Они становятся более ловкими и уверенными в своих движениях. Ведь игра требует внимания и сосредоточенности, что помогает детям развивать навыки концентрации и усидчивости. Когда игра проходит в группе, дети учатся взаимодействовать друг с другом, делиться материалами и помогать друг другу
Массажёр «Су-Джок»
-Материалы: Массажер су-джок, (они могут быть разных размеров и формы, включая ролики, мячики и специальные металлические колечки).
-Ход игры: В сопровождении релаксирующей музыки, либо текстом, дети круговыми движениями катают массажер ладонями в течении одной минуты. Далее на каждый пальчик нанизывают колечко одной руки, затем другой.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик
Как же взять его?
Цель: Улучшать мелкую моторику рук через манипуляции с различными элементами массажора.
Задачи:
-
Обучение основам су-джок у детей в раннем возрасте. Введение в основные принципы метода через простые и понятные упражнения.
-
Формирование привычек: Воспитание у детей привычки заботиться о своем здоровье через регулярные игровые упражнения.
-
Влияние на биологически активные точки согласно методике Су-Джок.
-
Стимулирование зон, отвечающие за речь, в коре головного мозга у ребенка.
Использование су-джок в раннем возрасте может стать увлекательным и полезным результатом обучения детей основам здоровья и саморегуляции, а также развития их физических и эмоциональных навыков. |