В условиях прогулки с детьми раннего возраста заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка: удовлетворяется потребность в активных движениях, самостоятельных действиях с окружающим миром, появление новых ярких впечатлений, игре с природным материалом.
Наблюдение – один из главных компонентов прогулки. Она обогащает знания детей: о природных явлениях, приспособлении животных и растений к среде обитания, формируют целостное отношение к природе.
В солнечный мартовский денек, выходя на прогулку с малышом, обратите внимание на приметы весны: в высоком небе светит яркое солнце, по небу плывут легкие белые облака; снег стал рыхлым и влажным – можно лепить; воробьи весело чирикают и прыгают, появились сосульки.
Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна,
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла весна!
Можно провести небольшую физкультминутку:
Здравствуй, небо голубое! (голова и руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (машем руками)
Здравствуй, вольный ветерок! (руки качать из стороны в сторону)
Здравствуй, солнечный денек! (руки протянуть вперед)
Пояснить ребенку, что на небе очень ярко светит солнце, что даже смотреть больно. Весной оно яркое, теплое и высоко в небе; нельзя долго смотреть на солнце – заболят глазки. А вот увидели на крыше сосульку. У взрослого есть загадка:
Серебристая морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растет макушкой вниз. Рассмотреть и послушать «песенку» сосульки.
Шаловливые сосульки сели на карниз,
Шаловливые сосульки посмотрели вниз.
Надоело им свисать, стали капельки бросать.
Целый день идет перезвон:
«Кап – кап – кап! Дон –дон – дон!»
Рассказать ребенку, что капельки образуются на солнечной стороне, снег подтаивает и стекает капельками, которые не успевают упасть и замерзают. Так они растут. Сосулька – замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Можно и поэкспериментировать с сосульками: посмотреть через сосульку вокруг.
Наблюдение за птицами – благодатный материал для формирования у детей стойкого желания заботиться о живых существах, охранять их.
В канаве с водою шалой
Плещется воробей,
Как беззащитный мальчишка,
С головкой он хочет нырнуть…
Задорный, лихой воробьишка.
Боюсь я его спугнуть.
Здесь уместен диалог, в котором можно узнать, что ребенок знает о жизни пернатых: где любят жить воробьи, чем питались зимой, а сейчас? Строят ли воробьи себе гнезда? Из чего? Рассмотреть внешний вид воробья (тело покрыто перьями). Как весело они чирикают? (Чик – чирик!) Почему так радостно поют свою песенку? (Весна наступила. Солнышко пригревает). Назови ласково (Воробышек)
А вот ребенок обратил внимание на качающееся дерево – ветер сильно раскачивает ветки. Здесь показательны будут игрушки - вертушки «Ветрячок», с их помощью можно демонстрировать действие ветра.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише.
Деревцо все ниже, ниже.
Взрослый, читая стихотворение Т. Дмитриева, осторожно наклоняет веточку:
По весне набухли почки,
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена -
Сколько носиков зеленых!
Показать ребенку, как набухают почки на деревьях, понюхать их, осторожно потрогать руками. А вот:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки.
Книзу веточки спускаются,
А на веточках – сережки!
Обязательно, надо уточнить у ребенка: Про какое дерево мы говорим? Какого цвета ствол у березы? Посмотри, как свисают веточки у березы.
Взрослый: - А что это за желтые пуговицы рассыпаны по траве? Читает стихотворение Е. Серовой:
Ярко – желтый одуванчик,
Ты зачем сменил кафтанчик?
Был красивым, молодым,
Стал, как дедушка, седым.
Одуванчик называют солнышком, потому что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Солнышко пригрело, землю разбудило, зеленую травку, а вместе с ней появились желтые цветы – одуванчики. От крыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко, улыбаются.
Тучи пошли, закрыли солнышко, и на землю стали падать капельки дождя.
Как, да кап, да кап, да кап!
Не пойти играть, гулять.
И в песочнице песок
Потемнел и весь промок.
До качелей не дойти –
Лужи мокнут на пути.
Ну а дождик все гуляет,
Уходить не помышляет.
Неужели одному
Хорошо гулять ему?
Отметить, что идет дождь, поэтому нельзя гулять. А если пойти, надо надеть плащ и сапоги. Выходя на прогулку, предложить понюхать, как пахнет земля, трава после дождя. С чем можно сравнить запах травы после дождя?
Для исследования детьми природных явлений целесообразно прокладывать «Исследовательские» маршруты, где можно наблюдать поведение насекомых в естественной среде обитания, изучать интересные свойства растений, закреплять правила этичного поведения в природе. Это – уголки в парке, лесу, где растут ели, сосны, береза, лесные травы и цветы, которые привлекают множество насекомых и птиц. Новые впечатления и смена обстановки стимулируют активность малыша, позволяя ему глубоко осмыслить явления и события окружающего мира.
Ребенок увидел кузнечика и запрыгал от радости. Взрослый, обязательно поддерживает активность малыша: «Ты прыгаешь, как кузнечик! А кузнечик на тебя смотрит и сидит, хочет с тобой вместе попрыгать».
Поднимите плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок, прыг –скок!
Стоп! Сели.
Травушки покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко! (Выполняются движения по тексту)
Взрослый подставил ладонь, и божья коровка ползет по ней:
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек,
И летать умеет ловко.
Это - … (божья коровка)
Рассматривать божью коровку, обращая внимание на внешние особенности жучка (маленький жучок, яркой окраски – красной, желтой, оранжевой. Спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах.
Я летать умею ловко,
Божья пестрая коровка.
Крылья красненькие в точках,
Словно в черненьких кружочках,
В яркой праздничной рубашке,
Я спасаю урожай.
Я – полезная букашка,
Ты меня не обижай!
Взрослый показывает пример бережного отношения к насекомым (не лови, не наступай, полюбуйся!)
А это что за бугорок под деревом? Взрослый обращает внимание ребенка, рассказывая ему:
Он – работник настоящий,
Очень – очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
Муравей – самое сильное насекомое на земле. Переносит тяжести в 10 раз больше своего веса. Взрослый с ребенком рассматривают муравья: утолщенное брюшко, грудь, голова, 6 ножек. При этом демонстрируется пример бережного отношения к насекомым.
«А вот какой красивый ковер перед нами, состоящий из зеленой травы и цветов» - восхищается взрослый.
На лужайке, по утру,
Мы затеяли игру:
Ты – ромашка, я вьюнок.
Становитесь в наш венок!
Рассмотреть, как среди зелени распустился красивый цветок. Какого цвета лепестки? (Белого) А серединка? (Желтая) Как называется? (Ромашка) Вот эта ромашка низкая (мы приседаем, чтобы ее рассмотреть), а вот эта – высокая. Цветы очень нежные, их не надо рвать, ими любуются. А чтобы цветы всегда улыбались солнышку, нужно ухаживать за ними, поливать.
Кто – то чуть заметный мелькнул в воздухе и зажжужал. Кто это?
Побываю я в лесу,
Там я пчелок найду:
И шумят, и жужжат,
И работать спешат.
Послушайте, как жужжит пчела: «З – з – з» Повтори песенку пчелы. Куда она полетела, посмотрим? (Летит к цветам, садится на цветок) Рассказать, что делает пчела (медленно заползает в глубину цветка, там слизывает сладкий сок, шевелит крыльями). С каких растений пчела собирает мед? (Красивых, ярких цветов)
Прогулка, где основной метод – наблюдение, - это огромный мир природы, с которым необходимо познакомить ребенка, помочь понять, принять, полюбить и бережно относиться.
Задача взрослого – поддерживать стремление детей замечать изменения в природном окружении и привлечь их внимание к чему-то упущенному, не оставляя на потом. |