Важный вопрос волнует педагогов и родителей детей с тяжелыми нарушениями речи: «Как ускорить процесс становления и развития речи детей?» Помимо традиционных методик на занятиях с детьми с ТНР я активно использую методику гимнастики мозга – нейрологии. Этот образовательный метод применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейроигры — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение этих упражнений у детей с проблемами в развитии.
Основная цель применения нейрогигр с детьми — это активизация развития речи у детей.
Виды нейроигр в работе с дошкольниками с ТНР
-
Игры для развития моторики: использование мягких игрушек, мячей, скакалок, ловля мяча, хождение по линии, упражнения на балансирование.
-
Игры для развития речи: использование разнообразных картинок для обучения новым словам, игры в слова, загадки, чтение книг и обсуждение их с детьми.
-
Игры для развития когнитивных функций: логические игры, головоломки, игры на внимание, игры на развитие памяти.
-
Игры для развития коммуникативных навыков: ролевые игры, игры-диалоги, игры на совместное решение задач.
-
Игры для развития социальных навыков: игры на сотрудничество, игры на эмпатию, игры на развитие самоконтроля и управления эмоциями.
Правила использования нейроигр
-
Подбор подходящих игр. Необходимо выбирать игры, которые будут стимулировать различные аспекты развития, такие как моторика, речь, внимание, память и т.д. Игры должны быть интересными и привлекательными для детей.
-
Индивидуальный подход. Учитывайте особенности каждого ребенка с ТНР и подстраивайте игры под его потребности и возможности.
-
Постепенное усложнение заданий. Начинайте с простых заданий и постепенно усложняйте их, чтобы дети могли постепенно развивать свои навыки.
-
Систематический подход. Используйте нейроигры регулярно, чтобы обеспечить постоянную стимуляцию мозговой активности и развитие навыков.
-
Оценка результатов. Ведите учет прогресса каждого ребенка, чтобы видеть его достижения и корректировать работу в соответствии с его потребностями.
Предлагаю Вашему вниманию подборку нейроигр и нейроупражнений для работы с детьми с ТНР.
Нейроупражнение «Сигнальщик»
Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Автоматизация, дифференциация звуков и букв, профилактика дисграфии и дислексии.
Ход игры: Даём в руки детям стойки с изображением символов звуков [А], [У]. Стойку с символом звука [У] берем в правую руку, стойку с символом звука [А] берем в левую руку. Если слышите звук [У], поднимайте правую стойку, если слышите звук [А] поднимайте левую стойку.
Усложнение: ребенок сам придумывает слово на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое).
Нейроупражнение «Одинаковые, но разные»
Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Автоматизация и дифференциация звуков, слогов.
Ход игры: Одной (или двумя) руками «ходим» пальчиками произнося два дифференцируемых звука (слога).
Нейроупражнение «Внимание»
Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Автоматизация слов.
Ход игры: Одной (или двумя) руками меняем положение произнося слова на автоматизацию звука.
Усложнение: ребенок сам придумывает слово на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое).
Нейроупражнение «Светофор»
Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук) и зрительного праксиса. Автоматизация слов, цветов.
Ход игры: Одной (или двумя) руками меняем положение кистей рук (ладонь, кулак, кисть) на заданный цвет произнося слова на автоматизацию звука.
Усложнение: в конце пути можно придумать слова на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое).
Нейроупражнение «Дорожки»
Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук, их взаимодействие) и зрительного праксиса. Автоматизация звуков.
Ход игры: Двумя руками от старта бежим пальчиками по дорожке к центру, фиксируем позу руки и спускаемся к финишу автоматизируя заданный звук.
Усложнение: в конце пути можно придумать слова на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое).
Упражнение с межполушарными досками
Цель: развитие моторики и координации движений.
Выполняя упражнения одновременно двумя руками, можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга.
Ход игры: Ребёнок действуя сразу двумя руками, обводит узоры или проходит лабиринты по часовой стрелке или наоборот.
Можно разнообразить тренировки комбинируя трафареты, положить на лист бумаги и рисовать.
Нейроигры с мячами
Цель: совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребёнка.
Задача педагога довести каждый этап до автоматизации.
Ход игры:
1 игра Передаём мяч по кругу правой рукой. Левой рукой только принимаем мяч. Выполняем синхронно все вместе.
2 игра На раз передаём мяч с правой руки в левую, на два передаём мяч в руку соседу.
Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма.
Каждое движение выполняется четко.
Рука без мячика никуда не поднимается, это мячик к ней прибегает.
Когда отрабатываете "квадрат" или "треугольник", можно запускать в любой последовательности задачи - себе, затем другому, или сначала другому затем себе.
Нейроигра «Кулачок – ладошка - ребро»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Ход игры:
Ребенку показывается 4 положения руки на плоскости. Для каждой позиции ладони на плоскости используется определенная геометрическая форма.
Сначала ребенок выполняет движения вместе с педагогом, затем самостоятельно. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе. При затруднении выполнения педагог предлагает ребенку помочь себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя. При усвоении методики игры, можно усложнять задачу, меняя цветные формы местами.
Нейроупражнение «Ухо –нос»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Ход игры:
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот. ⠀
Работайте от медленного темпа к более быстрому.⠀
Старайтесь прикасаться к носу и ушам после хлопка примерно в одном и том же месте.
Нейроупражнение «Весёлые палочки»
Цель: развитие мелкой моторики, формирование пространственного представления, развитие зрительно-пространственного восприятия. Профилактика оптической дисграфии. Развитие высших психических функций: мышление, внимание, воображение память и речь.
Ход игры:
Ребёнок должен снизу выложить такую же фигуру, только в зеркальном отражении. Образец подготовлен педагогом.
Фигуру можно выложить не только снизу, но и справа и слева.
Сейчас хотим представить вашему вниманию небольшой видеоролик с нейроиграми.
Регулярное использование нейроигр оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ТНР. |