Возраст с 2,5 до 3,5 лет называют кризисом 3 лет. В этом возрасте ребёнок пытается через капризы и упрямство сообщить о своих потребностях.
Ещё вчера послушный и спокойный ребенок вдруг превращается в упрямого, капризного и устраивает истерики по любому поводу. Что же делать родителям?
Уже в этом возрасте ребенок ощущает себя взрослым и самостоятельным, поэтому он требует и готов отстаивать собственное "хочу". Этот кризис характеризуется следующим.
Негативизм. Ребёнок даёт негативную (отрицательную) реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив - сделать наоборот. Например, ребёнок настаивает на показе ему мультфильмов, но стоит взрослому предложить это же – ребёнок активно отказывается (часто рыдая при этом, т. к. сам не понимает, что происходит).
Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо, требует, чтобы с его мнением считались. Например, он просит дать ему машинку. Но машинки нет, и мама предлагает ему мячик. Но ребёнок всё равно требует: «Хочу машинку!». Потому что это мама предложила мяч, а не сам он так решил. Что же тогда делать? Просто спокойно подождите несколько минут. Он сам примет решение и попросит у Вас мячик. Как не странно, но это факт!
Строптивость. Она направлена не против взрослого, а против принятых в семье норм воспитания. Например, мама предлагает идти на прогулку, а ребёнок начинает протестовать и говорит: «Не хочу!». Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы «Идём гулять!» просто спросить о его желании: «Мы гулять пойдем сегодня?»
В некоторых ситуациях можно применить маленькую хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь играть?», задайте вопрос, на который нельзя ответить нет: «Ты будешь играть в кубики или в машинки?»
Своеволие. Желание всё делать самому, т.е. самостоятельно. Позвольте попробовать сделать ему всё самому, даже если вы знаете, что сам он это не сделает (надеть куртку, завязать шнурки). Если у ребенка получилось, обязательно похвалите его. «Какой ты молодец! Маленькие дети не умеют убирать за собой игрушки, а ты умеет».
Протест-бунт. Это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не шуми!», «Не бегай!», «Не бросай»).
Бурная энергия ребенка выливается в виде эмоций (гнева, истерик).
Если малыш в истерике, спокойно переждите е ё, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно.
Деспотизм. Проявляется в семьях с единственным ребёнком, особенно при чрезмерном потакании. Ребенок пытается заставить родителей делать то, что он хочет. Уступайте ребенку в «мелочах».
Обесценивание. Обесценивается то, что было дорого, интересно раньше. Ребёнок может сломать любимую игрушку, стукнуть или обозвать грубыми словами. Потом он поймет, что его поведение неприятно другим. А сейчас ему интересно смотреть на реакцию взрослых. Малыш рвёт книжку, а вы предложите ему рвать старые журналы.
Не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему.
Потакать ребёнку тоже нельзя, иначе он решит, что истерика – это хороший способ добиться своего. Самое верное – это отвлечь его или переключить его внимание на что-то другое. Можно предложить вместе поиграть или почитать любимую его книжку.
Если ребенок уже достиг пика истерики, то это уже не поможет. Если вы с ребёнком дома, то твердо скажите, что вы поговорите с ним, когда он успокоится и отойдите в сторону. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После того, как он успокоится, объясните ему, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.
Если истерика случилась в магазине или на улице (ведь дети любят на публику), по возможности, уведите его в менее людное место.
Старайтесь не допускать ситуаций, когда малыш может ответить «нет». Не говорите ему прямых указаний: «Иди кушать», а предложите выбор: «Ты будешь рисовую или гречневую кашу?»
Помните, что вовсе это не проявление вредности и невоспитанности, а жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. |