Упрямство — это отрицательная особенность поведения ребенка, которая выражается в необоснованном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Проявляется упрямство в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно и не приносит пользы, или, когда ребенок понял, что совершил ошибку и не хочет в этом признаться, и поэтому «стоит на своем». Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. В последующем оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.
Капризы — это действия, которые лишены разумного основания, т.е. "Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени выступают как форма самозащиты. Капризы тоже проявляются в желании продолжать начатое, даже в тех случаях, когда это бессмысленно, а также в сильном плаче, двигательном перевозбуждении. Ребенок замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает ногами, ложится на пол и кричит.
Пик упрямства приходится на 2,5-3 года. Если ребенок по достижению 4 лет всё ещё продолжает часто упрямиться и капризничать, то, вероятно его поведение – это удобный способ манипулирования своими родителями. Чаще всего это результат того, что родитель поддается нажиму со стороны ребёнка ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
-
Устранение причин, вызывающих капризы у ребенка, то есть изменение условий жизни ребенка в семье и всей системы воспитания: воспитание у ребенка с раннего возраста чувства долга, осознанного отношения к собственным поступкам; наличие посильных обязанностей и правил в семье, упорядочивающих детское поведение; — формирование у ребенка понятий «нельзя», «можно», «надо».
-
Не забывать о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание, данное одним из членов семьи, должно поддерживаться остальными, тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у мамы или папы.
-
Ребенка надо хвалить за совершенные хорошие поступки и действия.
-
Не переутомлять ребенка излишними впечатлениями, что тоже негативно сказывается на его поведении.
-
Не забывать, что причиной капризов у «спокойных» детей может быть нездоровье.
-
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
-
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
-
Ребенку будет гораздо интереснее и легче выполнять то, что от него требуют в процессе игры. К примеру, если вы предложите вашему ребенку есть или одеваться наперегонки с вами, то он станет быстро и с большим желанием есть, одеваться или умываться. Можно также предложить, чтобы он сам показал любимой кукле или мишке, как нужно быстро и хорошо умываться и т. п.
-
Положителен также пример использования метода «естественных наказаний». Например, при долгом сидении за столом и отказе принимать пищу, вы предупреждаете ребенка о том, что через 30 минут после звонка будильника, вы все убираете со стола, и он ничего больше до ужина не получит. Не страшно, если раз поголодав, он сделает для себя выводы на будущее.
-
Не пытайтесь во время истерик что-либо внушать своему ребёнку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
-
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.
-
Постарайтесь применять отвлекающие маневры, что поможет ребенку успокоиться.
-
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
-
Можно пойти на уступки ребенку, если считаете, что это целесообразно в данной ситуации.
А. С. Макаренко выдвинул важный принцип воспитания детей, так называемой «золотой середины», т. е. соблюдения чувства меры, которая обеспечивает гибкость применения методов воспитания, сочетания любви к детям с требовательностью к ним. |