Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий. Общение с детьми, наблюдение за ними в повседневной жизни, изучения уровня освоения умений и навыков детей в процессе рисования, изучение методических советов, привело меня к тому, что использование разнообразных техник рисования нетрадиционной формы, будет способствовать развитию творчества и фантазии у детей. Я отбирала более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается, можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. А ведь можно рисовать и зубной щёткой, мятой бумагой, ватными палочками, пеной для бритья и клей ПВА, нитками, мыльными пузырями, речным песком, рисование по стеклу, создавать композиции свеча + мелки, помадой и т.д. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома?
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
-
рисунки из ладошки;
-
волшебные ниточки;
-
монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
-
рисование мыльными пузырями;
-
рисование мятой бумагой;
-
рисование манной крупой, песком, солью;
-
кляксография;
-
пластилинография;
-
граттаж, фроттаж.
Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал я – всё это моё!».
Наиболее интересный и любимый способ рисования ребенка - это рисование ладошкой или пальчиком, так как детям интерес сам процесс, когда ребёнок опускает ладонь или пальчик в краску, а затем прикладывает её на лист бумаги, здесь вы можете по фантазировать с ребёнком, что у вас получилось. Один из интересных детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении, сначала дети акварелью рисуют, например, снежинку, потом пока краска не высохла по линиям наносят соль и ждут, когда она впитает в себя воду, а затем лишнюю соль ссыпаем.
Техника рисования кляксография. Это всегда полет фантазии и неожиданные решения. Но на первых порах мыслительную деятельность можно направить в определенное русло, задать, так сказать, направление. Например, увидеть в кляксах удивительные планеты, прилет птиц, неожиданных зверей, подводный мир, рассыпанные ягоды. Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем. А можно сделать ещё одну, но другого цвета, пусть встретятся. Что получится, думайте сами.
Рисование пластилином. Маркером на поверхность (картон, обклеенный скотчем, стекло, прозрачная пластиковая крышка от контейнера и пр.) наносится контур рисунка. Кусочки пластилина размазывают так, чтобы контуры рисунка не «размывались». Пластилин можно размазывать, скатывать маленькими шариками, скручивать колбасками и завитушками. Работы получаются красочными и выразительными.
Любят дети рисовать и манной крупой. Да, да, крупа используется не только для приготовления вкусной и полезной каши, но и для развития детского творчества. Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА, насыпаем манную крупу на изображение, аккуратно стряхиваем остатки крупы на тарелку, чтобы не приклеенные крупинки осыпались, такое рисование способствует снятию стресса и часто рекомендуется психологами.
Штампы и текстуры: Дайте детям возможность использовать штампы различных форм и размеров (в магазине можно приобрести различные штампы. Но гораздо интереснее изготовить штампы вместе с ребенком. Для этого подойдут различные фрукты и овощи (картофель, морковь, сельдерей, яблоки, груши и т. д.). Разрезать пополам, вырезать нужную форму штампа, обмакнуть в краску и украсить узорами любую поверхность.
Можно предложить использовать текстурные материалы, такие как губка, ткань или сетка, чтобы создать уникальные узоры.
Рисование на ткани «узелками». На куске ткани завязывают узелочки с помощью ниток. Образуются небольшие своеобразные «шишечки», затем эти «шишечки» окрашивают акриловыми красками. Когда ткань подсохнет, ниточки на узелках обрезают и ткань расправляют. Получаются диковинные цветы и различные райские птицы.
Коллаж: Предоставьте разнообразные материалы для создания коллажа, такие как разноцветная бумага, ткань, нитки, газеты, картон, фольга и другие подручные материалы. Разрежьте различные формы и цвета бумаги, ткани или других материалов. Дети могут создавать коллажи, комбинируя различные элементы в своих работах.
Техника "мокрой кисточкой": Попробуйте рассказать детям о технике "мокрый на мокром", где бумага заранее увлажняется, а затем на нее наносится краска. Это может создавать размытые и мягкие эффекты. Дайте детям возможность экспериментировать с этой техникой. Эта техника создает интересные эффекты, когда краски начинают смешиваться.
Использование нестандартных инструментов: Предоставьте детям возможность использовать необычные инструменты для рисования, такие как ветки, губки, стеклянные шарики и даже зубные щетки.
Рисование в темноте: Используйте светящиеся краски или подсветку для создания рисунков в темноте. Это может стать увлекательным опытом и поддерживать интерес к творчеству.
Это далеко не весь перечень нетрадиционных техник рисования. Рисовать можно мыльными пузырями, песком, крупой, засушенными листочками и цветочками, с помощью трафаретов, ниток и веревочек. Способов рисования множество и ограничены они могут только вашей фантазией. Самое важное – это познакомить детей с их разнообразием. Заинтересовать их, научить видеть красоту окружающего их мира, воспитать в них ценителей прекрасного, художественно- эстетический вкус. Для гармоничного развития ребенка с ним надо играть, петь, танцевать, заниматься спортом, гулять и, конечно, рисовать, лепить и вырезать. Все это нужно делать вместе с детьми, и, тогда вы, дорогие мамы и папы, станете для своих любимых детей самыми близкими и лучшими друзьями. Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.
Удачи Вам! |