Речь – чудесный дар природы, он не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий. Ребенок воспринимает речь взрослого как образец, поэтому взрослый должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Сама речь взрослого должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
Что же делать родителям, чтобы стимулировать правильную, грамотную речь у ребенка? Исследования показали, что чтение книжек с картинками облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы по тексту, просят их придумать развитие какой-либо истории, и правильным образом реагируют на ответы ребенка.
Существует множество игр – и дидактических, и познавательных, которые помогают развивать речь ребёнка.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук
- «Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку).
- «Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).
- «Узоры» (ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Вы можете вместе с ребёнком попробовать сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
Игры на обогащение словаря ребёнка
- «Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.).
- «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт (имитирует)» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
«Приготовим сок»: из яблок сок ... (яблочный); из груш ... (грушевый); из вишни ... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.
По дороге из детского сада (в детский сад)
- «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а ещё обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
- «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.».
«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов
- «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.».
Игра на обогащение словаря ребёнка
- «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц...(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади…(жеребёнок) и т.п.
- «Упрямые слова». Расскажите ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро...). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто» и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах.
|