Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка.
В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.
Методы разнообразны. Они зависят от конкретных образовательных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, от развивающей среды, источника информации и т. д. Точную классификацию методов дать трудно, но вся работа педагога направлена на восприятие и освоение детьми музыкального репертуара и выражение своего отношения к нему связной речью.
После выразительного исполнения музыкального произведения, педагог просит ответить детей на вопросы:
-
Какая музыка? Какие вызывает чувства? О чем рассказывает музыка?
-
Почему она веселая, грустная?
-
Почему музыка меняется?
-
Что случилось с главным героем? (Мышка заболела или радуется).
Безусловно, что во время слушания музыки, дети учатся отвечать на вопросы педагога связной речью. Они слушают музыку и рассказывают, о чем она «говорит».
В других формах работы педагог также использует вспомогательные, наводящие вопросы для детей, чтобы помочь детям отвечать связной речью, например, «почему мы поем сегодня о маме, об осени? Весне и т. д.» -Потому что наступила осень, идет дождь. Нам нужны зонтики, чтобы не намочиться». Во всех формах работы: на гимнастике, в непосредственно образовательной деятельности, вечерах досуга идет тесный контакт педагога и детей.
Педагог: почему мы идем бодро и ритмично?
Дети: потому что музыка смелая, четкая.
Педагог играет «Вальс» или «Польку». Как мы будем танцевать под эту музыку и почему?
Дети: будем качать руками, кружиться. Потому что музыка плавная, нежная. А на веселую музыку будем бежать, хлопать, прыгать.
Чем дети старше, тем речь их становится более полной, осмысленной и разнообразной. Весь музыкальный репертуар подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей.
В подготовительной группе дети могут составить описательный рассказ о музыкальном произведении. Например, «Детский альбом» П. И. Чайковского. Педагог после предварительной работы просит рассказать о произведении «Кукла заболела». Дети рассказывают разные варианты:
-
Кукла сломалась и загрустила.
-
Кукла загрустила, потому что ее все забыли.
-
Она вся испачкалась и т. п.
А также находят варианты выхода из сложившейся ситуации: куклу надо починить, с ней надо поиграть, ей надо надеть новое платье, помыть и т.д. Непосредственно образовательная деятельность и музыка это прекрасный стимул раскрыть детские возможности связной речи, научить детей выражать свои чувства связной речью.
И главным помощником будет для них образец правильной речи, правильного произношения взрослым человеком – педагогом и родителями.
Если в дошкольном учреждении происходит целенаправленная работа специалистов по данной теме, то задача родителей заключается в заинтересованности проблемой, а также в активной помощи для закрепления всего практического материала: повторение стихов, песен-попевок, беседы с детьми. |