Сказка — это произведение, которое развивает всесторонне ребенка, как личность: развивает мышление, воображение, нравственные стороны, эмоции, поведение.
К пяти-шести годам дети могут рассказать о своих любимых сказках. Могут рассказать захватывающий сюжет, который заинтересовал ребенка в данной сказке.
Язык сказки понятен ребенку, тем самым она помогает ребёнку понять окружающую действительность.
Помогает понять сложившиеся отношения между героями, осмыслить их поступок, тем самым закрепляются в реальной жизни взаимоотношения с близкими им людьми.
Как правило, сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Читая сказку легче всего объяснить ребёнку самые главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Часто ребенок представляет в главном положительном герое сказке себя, проживает вместе с ним всю сказку до конца, учится на его ошибках. Так сказка прививает детям добро и учит видеть зло.
Любой ребенок не любит нравоучений, наставлений со стороны взрослых, а сюжет в сказках учит этому напрямую. В сказке предлагаются ребенку образы, которые ему очень интересны и понятны, а важная жизненная информация усваивается сама по себе, незаметно для него.
Так, ребенок, применяя на себе разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей, в этот момент он может в своем воображении под влиянием сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному может себя вести в них. Тем самым, ребенок учится сочувствию, сопереживанию, становится более внимательным и усидчивым.
Художественные сказки очень полезны для детей с разным поведенческим характером. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому - «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному ребенку будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». И в этот момент не надо указывать ребенку на сходство героя с ним — ребенок, по окончании сказки сделает выводы сам, серьёзно логически порассуждает.
Если ребенок имеет трудности в выводе, то обсудите сказку вместе и сделайте выводы совместно.
Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел в мультике сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Предлагаем вам прочитать детям сказку Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине» и в заключении обсудить прочитанное для того, чтобы выявить, как ребенок воспринял и запомнили сказку.
- Что случилось однажды вечером?
- Какой перед нами предстала принцесса?
- Как старая королева решила проверить настоящая принцесса пришла во дворец или нет?
- Была ли она похожа на принцессу?
- Почему же ей так плохо спалось?
- Чем закончилась сказка?
- Куда поместили горошину? Почему?
- В чем заключается вымысел данной сказки?
Что же ребенок может уяснить для себя важного из этой сказки?
-
Нельзя по внешнему виду определить сущность человека, стоя за воротами вся промокшая она мало походила на принцессу, но почувствовав горошину, доказала, что настоящая принцесса.
-
Нужно иметь всегда верный и надежный способ, чтобы узнать человека лучше. В сказке таким средством была горошина.
Пусть, добро торжествует всегда,
Побеждает в жизни, как и в сказке.
Пусть сказки продолжают учить наших детей добру! |