Образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028и (далее – ФОП ДО).
Образовательная деятельность по Программе согласно "273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 64) направлена на:
-
-
формирование общей культуры,
-
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
-
формирование предпосылок учебной деятельности,
-
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цель Программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:
-
-
жизнь, достоинство, права и свободы человека,
-
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
-
высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
-
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
-
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
-
обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
-
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
-
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
-
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
Реализуемые программы ДО
ГБДОУ детский сад № 61 Красносельского района Санкт-Петербурга осуществляет образовательную деятельность по Образовательной программе дошкольного образования.
Программа направлена на создание развивающей образовательной среды для детей раннего и дошкольного возраста, открывающей возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, индивидуализации на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности и учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ) в условиях совместного образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел |
-
Пояснительная записка;
-
Цели и задачи Программы;
-
Принципы и подходы к формированию Программы;
-
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста;
-
Планируемые результаты реализации Программы;
-
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
|
Содержательный раздел |
Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям.
Также в разделе описаны:
-
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы;
-
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
-
Способы и направления поддержки детской инициативы;
-
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
-
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы;
-
Рабочая программа воспитания.
|
Организационный раздел |
В организационный раздел включают:
-
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
-
Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
-
Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
-
Кадровые условия реализации Программы;
-
Режим и распорядок дня в ДОО;
-
Режим двигательной активности;
-
Учебный план;
-
Календарный план Программы воспитания.
|
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими:
-
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
-
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями города Санкт-Петербурга.
Данная часть представлена следующими парциальными программами:
-
Ранний возраст:
-
«Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» (Е.С. Демина);
-
«Ранее детство: развитие речи и мышления» (Л.Н. Павлова);
-
«Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон).
-
Дошкольный возраст:
-
«Юный эколог» (С.Н. Николаева);
-
«Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», программа «Первые шаги» (Г.Т. Алифанова);
-
«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной).
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Содержание воспитательной деятельности разработано по следующим направлениям:
-
патриотическое направление воспитания,
-
духовно-нравственное направление воспитания,
-
социальное направление воспитания,
-
познавательное направление воспитания,
-
физическое и оздоровительное направление воспитания,
-
трудовое направление воспитания,
-
эстетическое направление воспитания,
-
экологическое воспитание.
В рамках Рабочей Программы воспитания разрабатывается календарный план воспитательной работы, включающий мероприятия, праздники, значимые события ДОО.
Организация режима пребывания детей в детском саду
Режим работы: 12-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе. Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода:
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности: в ГБДОУ д/с № 61 функционируют 12 возрастных групп.
Группы |
Направления деятельности |
Возраст детей |
4 группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста |
Осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования. |
1,5 - 3 года |
8 групп общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста |
3 – 8 лет |
Краткая презентация ОП ДО
Образовательная программа дошкольного образования |