Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 15:06

ГБДОУ детский сад 61 Красносельского района

Меню сайта
Наш опрос
Что ваш ребёнок предпочитает делать вечером?
Всего ответов: 199
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагогическая мастерская «В мире детской игры!»

 Идет время, меняются игры, меняются дети, меняются взгляды на игру.

Что же такое игра? Не для кого не секрет, что игра – это ведущий вид детской деятельности в дошкольном возрасте. Давайте разберем понятие ВЕДУЩИЙ. Это не значит, что ребенок-дошкольник отдает все свое время исключительно игре. Ведущая – не значит преобладающая. А означает, что именно в этой деятельности происходит развитие ребенка, формируются важнейшие новообразования, подготавливается переход на следующий возрастной этап!

Понятие игра – многоплановое, но необходимо понимать КАКАЯ именно игра представляет ведущую деятельность. Так вот исследования корифеев детской психологии и педагогики показывают, что ребенок развивается именно в тех играх, замысел которых принадлежит самому ребенку. Игра приобретает наибольшее влияние на психическое развитие, только переходя в форму детской самодеятельности. Определяющим критерием в таких играх выступает понятие инициативы в игре. Поэтому игры, возникающие по инициативе самих детей, называются самодеятельными. Самостоятельность ребенка в игре, это прежде всего самостоятельность мышления! Это своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. Только самодеятельные игры представляют собой ведущую деятельность и имеют решающее значение для детского развития.

Так в младшем дошкольном возрасте ведущей игрой является РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА.

Традиционно считается, что режиссёрская игра – это такая игра, в которую ребенок играет с некоторым числом игрушек, при этом на себя роль он не берет, но наделяет ролями игрушки, действует от лица каждой из них и одновременно «режиссирует» общее действие, сам находясь при этом вне разыгрываемой ситуации.

Любая игра начинается с организации игрового пространства. Для развития режиссерской игры игровое пространство формируется при следующих необходимых условиях:

  • Прежде всего, это места, где детям было бы удобно играть – например укромные места, организованные при помощи ширм и мебели, передвижные тумбы и платформы на колесиках.

  • Игровые поля — это легкие и передвижные конструкции, такие как деревянные доски, оклеенные цветной пленкой; разрисованные цветными мелками и ламинированные листы бумаги. Игровые поля разные по своей структуре, цвету и форме - гладкие, шершавые, мягкие и жесткие. А также различные материалы для создания собственных (индивидуальных) полей по замыслу ребёнка: отрезы различной ткани, коврового покрытия, листы гофрированной бумаги и проч.

  • В младшем дошкольном возрасте в основе замысла детской игры лежит персонаж или предмет. Несомненно, ребенку удобнее использовать реальную игрушку или предмет, но нашей задачей является развивать умение использовать предмет–заместитель. Поэтому наполнение является важнейшим компонентом. Для этого необходимо подобрать неструктурированный материал – это природный или бросовый материал, который способствует детскому развитию. Данный материал хранится в небольших прозрачных контейнерах, чтобы было удобно переносить с одного места на другое и, чтобы дети всегда могли выбрать нужные персонажи в соответствии с замыслом своей игры. Материала должно быть в избытке.

 

После внесения неструктурированного материала, необходимо показать детям, как использовать неструктурированный материал. Для этого используются различные приемы, например, упражнение, которое мы назвали «ПРЕВРАЩЕНИЕ».

Такие упражнения проводятся систематически, в любых режимных моментах. Это помогает детям каждый раз по-новому взглянуть на предмет, через призму жизненного опыта, который планомерно обогащается.

Как развивать игру дальше, чтобы действие с предметом не свелось к простому манипулированию? Как научить ребёнка играть?

Здесь очень важна роль педагога. Педагог на начальном этапе развития игровой деятельности детей является носителем игрового действия. Педагогу необходимо начать играть самому, показывая пример детям.

Такие небольшие зарисовки, являются одним из важнейших приемов, направленных на передачу игрового опыта детям.

 Еще одним приемом вовлечения детей в игру является использование зачина, который помогает ребёнку развить сюжет. Также зачин необходим для формирования интереса и эмоционально-положительного отклика детей на режиссёрскую игру.

Зачины могут быть разные:

- из бытовой жизни детей,

- из радостного события, дня рождения или праздника,

- из любимых мультфильмов,

- из выдуманных историй.

- из литературных произведений и иллюстраций.

Примеры зачина:

Жили были две лягушки

Две веселые подружки,

В озере купались.

На праздник собирались 

К кому на праздник мы пойдем

Чаю вкусного попьем?

В чаще леса за горой

Жил барашек озорной

Много прыгал и скакал

Ножку тонкую сломал

Что нам делать как нам быть?

 

Роль педагога на этом не заканчивается, он продолжает сопровождать ребёнка в игре, так как у ребёнка недостаточно опыта для разнообразия и развития сюжета.

На видео педагог играет вместе с детьми, помогает и поддерживает игру. Как только сюжет игры развернут, и педагог видит, что дети играют самостоятельно, он аккуратно выходит из игры, не выпуская ее из поля зрения, чтобы при необходимости вернуться обратно и поддержать сюжет, если он затухает.

Создав все необходимые условия для развития и поддержки режиссерской игры, мы придем к главному результату: самостоятельность ребенка в игре! И игра перерастёт в форму детской самодеятельности. Педагог становится наблюдателем. А ребенок примерит на себя все роли, в которых развиваются необходимые компетенции для перехода на следующий этап возрастного развития:

  1. Ребенок-«режиссер» (развита память, воображение)

  2. Ребенок-«актер» (развиты коммуникативные способности – легко включается в коллективную игру)

  3. Ребенок-«зритель» (хорошо развитые рефлексивные способности)

  4. Ребенок-«декоратор» (способность к творческому преобразованию пространства)

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz