Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 23.05.2025, 15:22

ГБДОУ детский сад 61 Красносельского района

Меню сайта
Категории раздела
Аджиева Зарема Мавлетовна [5]
Алиева Надежда Викторовна [1]
Андреева Наталия Валериевна [5]
Гоменюк Светлана Викторовна [7]
Бускина Татьяна Геннадьевна [3]
Прокопьева Любовь Владимировна [3]
Обухова Тамара Алексеевна [2]
Кружильская Татьяна Николаевна [8]
Соколова Наталья Николаевна [5]
Морозова Анна Борисовна [2]
Булевская Оксана Николаевна [3]
Галкина Екатерина Анатольевна [1]
Раззорёнова Ирина Вячеславовна [2]
Петрова Зинаида Сергеевна [2]
Холопова Татьяна Ивановна [7]
Козырева Анна Акселевна [4]
Винокурова Анна Анатольевна [0]
Чиркова Лариса Михайловна [5]
Кириллова Екатерина Геннадьевна [7]
Соколова Анастасия Николаевна [2]
Гаджиева Раисат Абдуллаевна [1]
Григорьева Екатерина Николаевна [1]
Дмитриев Денис Олегович [0]
Карегина Ольга Николаевна [2]
Яковлева Людмила Михайловна [1]
Калинина Елена Анатольевна [2]
Невская Виктория Андреевна [2]
Герасимова Валерия Владимировна [2]
Кулеш Светлана Валерьевна [2]
Кулагина Надежда Ивановна [1]
Барышникова Александра Юрьевна [0]
Вакарина Екатерина Николаевна [0]
Викторова Арина Юрьевна [0]
Ворник Дарья Николаевна [2]
Канивецкая Ирина Владимировна [0]
Кишман Елена Николаевна [0]
Матвеева Екатерина Николаевна [0]
Матвеева Мария Александровна [0]
Пашкина Марина Вячеславовна [0]
Мелюх Наталья Вячеславовна [0]
Сенецкая Александра Валерьевна [0]
Мордвинова Ксения Игоревна [0]
Трофименкова Анна Алексеевна [0]
Надыршахова Регина Шихнабиевна [1]
Фролова Елена Александровна [3]
Чертогова Ирина Юрьевна [0]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 175
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Страхи детей дошкольного возраста. Причины возникновения

Страхи детей дошкольного возраста. Причины возникновения

Методы работы со страхом

У всех бывает чувство тревоги. Взрослому человеку легче справиться с ним, чем ребёнку. Ребёнок ещё не имеет опыта, который мог бы помочь ему снизить уровень беспокойства. Взрослые часто считают пустяком детские страхи, но стоит серьёзнее реагировать на них, чтобы избежать патологических страхов. Ребёнок не может понять связь страха и своего испуга. Критическая ситуация может не повторяться, а страх остаётся.

Причины возникновения страхов у детей

Наиболее частой причиной возникновения страхов является испуг. Это может быть испуг от травмы, укуса животного, внезапных звуков, острой реакции родителей. Если в семье ребёнок является свидетелем родительских ссор, растет в напряжённой атмосфере, то проявление страха может надолго остаться в памяти. В критичной ситуации будет снова проявляться.

У детей очень развита фантазия. В темноте ребёнок может видеть то, чего нет, принимать тени за чудищ, монстров. Важно следить за тем, что смотрит ребёнок, как реагирует на героев из мультфильмов, из игр на телефоне. Не стоит запугивать детей героями из сказок (Баба Яга, бабай, волк). В сознании ребёнка может надолго сохраниться образ злого дяди или зверя, который может его забрать от родителей.

Если у ребёнка был травмирующий опыт, это также может стать причиной страха. Например, если малыш потерялся, захлебнулся водой в ванночке, порезался, обжёгся. В таких ситуациях пугаются родители. Они транслируют ребёнку своё состояние (вскрикивают, округляют глаза, кричат, обвиняя кого-то). Это может спровоцировать боязни в будущем. Очень важно в таких ситуациях взрослому следить за своими эмоциями и не пугать своим поведением ребёнка еще больше.

В семье ребёнок должен ощущать безопасность. Если нет уверенности, опоры, защиты со стороны значимых взрослых, то могут появиться страхи. Ребёнок не может доверять окружающему миру. Это может быть в ситуации, когда мама и папа не уделяют достаточно времени ребёнку. Когда они заняты своим делом, а малыша некогда выслушать, некогда с ним поиграть. Бывает, что родители слишком беспокойные и транслируют свои опасения детям. Фразы: «много смеешься, потом будешь плакать», «не беги, упадешь!», «Вася молодец! Сам ест, одевается, а ты ничего не можешь!», «ты еще маленький, ничего у тебя не получится!», могут остаться с ребёнком надолго и стать причиной беспокойства, страха перед публикой, застенчивости, неуверенности в себе. Родителям следует поддерживать ребёнка и в его начинаниях и интересах, не сравнивать с другими детьми, не навязывать страх неудачи.

Гиперопека также может стать причиной для страха. Когда родители держат чад в парниковых условиях, не дают проявиться самостоятельности, во всем помогают. Родители пытаются уберечь ребёнка от неприятных обстоятельств, рассказывая страшные истории о том, что может произойти. Ребёнок начинает бояться всего, не доверять миру, окружающим, становится замкнутым.

Взрослым следует избегать разговоров о смерти, о войне, преступлениях в присутствии детей. Даже если ребёнок занят своим делом и взрослым кажется, что он их не слышит. Не следует включать при ребёнке новостные передачи, фильмы ужасов, или такие, где есть убийства. Ребёнок может дорисовать в своём воображении истории страшных событий, будет страх их неизбежности. Неокрепшая психика будет от этого страдать.

В семье, где есть конфликты, скандалы, рукоприкладства, также есть место детским страхам и фобиям. В такой семье атмосфера эмоциональной отчужденности, отсутствует поддержка, нет помощи друг другу. У ребёнка страдает чувство безопасности, ребёнок находится в стрессе, боится быть в семье, видит агрессию со стороны родителей, направленную на него и других членов семьи.

Возрастные периоды страхов дошкольников

От 1 года до 3 лет у детей может быть страх боли, громких звуков, животных (сказочных и реальных).

От 3 до 5 лет страх темноты, замкнутого пространства, одиночества, страх перед всем новым.

От 5 до 7 лет бывает страх смерти, врачей, могут сохраняться страх темноты, одиночества, героев мультфильмов и сказок.

Также у дошкольников может быть страх нападения, заболевания, незнакомых людей, перед наказанием со стороны родителей, опоздать в детский сад, при засыпании, кошмарных снов, животных (волка, медведя, собак, змей, пауков), транспорта (машин, поездов, самолетов), стихии (грома, молнии, наводнения), глубины, воды, высоты, огня, пожара, войны, открытых и замкнутых пространств, врачей, крови, уколов, боли; внезапных звуков.

Экспериментально выявлено, что среднее число страхов в возрасте от трех до пяти лет выше у девочек, чем у мальчиков. Но необходимо учитывать, что мальчики более склонны скрывать свои страхи, и эта склонность возрастает с годами.

Т.П. Симсон отмечает большое значение фактора неожиданности в происхождении детских страхов. Любое явление, возникшее неожиданно, может стать источником страха. 

В.И. Гарбузов считал, что за всеми страхами стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти. Этот страх естественен для человека, он - корень всех страхов. Страхи сказочных существ, болезней, пауков в конечном итоге – страх смерти.

Методы работы со страхами

Изотерапия. Рисование помогает детям выпустить наружу накопленные внутренние переживания, раскрыть то, о чём они мечтают и чего на самом деле желают. Также изотерапия позволяет ребёнку соприкоснуться со своей боязнью, посмотреть на травмирующие моменты, вызывающие страх, с другой стороны, перестроить своё отношение к ним.

При помощи изотерапии можно визуализировать эмоциональное состояние, описать его характер и увлечения, а также моменты, которые приносят ребенку переживания. Данную методику можно считать эффективной и простой в использовании. Рисование у ребенка развивает воображение, мышление приобретает гибкость и пластичность. Воображение дает ребенку возможность выразить в рисунке свое отношение к персонажу и представить себя в его образе. Рисование помогает детям выпустить наружу свои накопленные внутренние переживания, раскрыть то, о чем мечтают и чего на самом деле желают.

Изотерапия, в первую очередь, помогает скорректировать боязнь, связанную с воображаемыми страхами, то есть со страхами, которые не происходили в жизни ребенка, но могут произойти в его представлении.

Страхи, связанные с конкретными событиями, которые в действительности происходили с ребенком, поддаются коррекции с меньшим успехом.

Приемы изотерапии:

- рисование своего страха;

- дорисовка «защитного объекта»;

- закрашивание страхов;

- уничтожение страхов (смять или порвать листок с изображением);

- перевоплощение страха, то есть превращение его во что-то доброе.

Игровая терапия детских страхов строится на диалогическом общении взрослого и дошкольника. В качестве объектов для данного метода используют структурированный и неструктурированный материал. К структурированным материалам для игр относят кукол, предметы детской кухни, мягкие игрушки (выражают желание позаботиться о ком-либо), пистолеты, ружья (способствуют выражению агрессии), паровоз, трактор, (использование коммуникативных действий). По своему предназначению такие материалы являются источником овладения социальными навыками и методами возможного поведения. Неструктурированные материалы, такие как: песок, вода, тесто, пластилин, способствуют косвенному выражению эмоций ребенка благодаря сублимации самого материала.

В.И. Долгова в своих работах утверждает, что игровая терапия является единственно возможным способом в помощи тем, кто еще не освоил речь взрослых, их ценности и правила, кто смотрит еще «снизу вверх» в этом мире, но в мире своих фантазий является повелителем образов. Игра для ребенка является неотъемлемой частью его гармоничного развития.

Игровая терапия включает в себя следующие приемы:

- игровая театрализация;

- манипуляция с игрушками;

- игры в движении.

Сказкотерапия. Подходит для работы с фантазийными страхами, порождёнными воображением ребёнка. Также можно использовать метафорические ассоциативные карты: предложить ребёнку выбрать несколько карт и составить по ним историю.

По мнению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия, как метод коррекции страхов, включает в себя следующие приемы:

- ролевые игры;

- придумывание сказок (страшилок);

- переделывание сказок на новый лад.

Наиболее важным в терапии сказками является, то, что зло в них всегда несет наказание, а также ребенок, сравнивая себя с героями сказок, осознает, что не только у него есть переживания и проблемы.

Как отмечает В. И. Долгова, главным достоинством сказок в коррекции детских страхов является следующее:

1. В сказках отсутствуют прямые нравоучения, нотации.

2. Имя главного героя и место события сказки не обязательно должны быть заданы.

3. Язык сказок содержит множество метафор и образность.

4. У ребенка вырабатывается чувство защищенности, благодаря победе добра над злом.

5. Расширение границ возможного, благодаря волшебным фрагментам сказочного мира.

Музыкальная терапия. Один из методов коррекции страхов. Данный метод основывается на прослушивании музыки. Чаще музыку используют одновременно с другими методами, например, рисованием под музыкальное сопровождение. Такое сочетание помогает ребенку успокоиться и расслабиться.

Для коррекции детских страхов используют индивидуальную музыкальную терапию, в которой присутствует три уровня: коммуникативный, реактивный и регулирующий. На первом уровне психолог находит контакт с ребенком, на втором прорабатывает страх, а на последнем закрепляют полученный результат борьбы со страхом. Все уровни реализуются под определенную музыку, от спокойной до веселой и иногда даже пугающей.

Для успокоения подбираются спокойные, плавные, умиротворяющие звуки природы. А для преобразования страшного в смешное или для уничтожения страха подойдёт быстрая, интенсивная, более решительная музыка.

С точки зрения Г. Крайга, страх – состояние опасения, сфокусированное на различных угрозах, которые легко распознать, проанализировать и противостоять им.

Список литературы:

1. Долгова В.И. Модель психолого-педагогической страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет / В. И. Долгова // Научно-методический журнал. – 2016 – № 7 – С. 84-89.

2. Киселева, С. Л. Инновационный подход к развитию воображения в изодеятельности детей старшего дошкольного возраста / С. Л. Киселева // Высшее образование сегодня. – 2020 – № 1 – С. 86–90.

3. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Санкт-Петербург: Питер, 2014 – 150 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии: монография / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург: Речь, 2002 – 175 с.

5. Корсакова, благополучии дошкольника / Н. А. Корсакова // Воспитатель ДОУ. – 2018 – №2 – С. 29–31.

6. Репринцева, Г. И. Игра – ключ к душе ребенка. В чьих руках окажется это волшебное средство? / Г. И. Репринцева. – Москва: ФОРУМ, 2020 – 319 с.

7. Спиваковская, А. Б. Психотерапия: игра, детство, семья / А. Б. Спиваковская. – Москва: Апрель Пресс, 2001 – 430 с.

Категория: Ворник Дарья Николаевна | Добавил: dc61krs (22.04.2025)
Просмотров: 49 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz