Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психического и физического здоровья с целью развития полноценной личности ребенка.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
-
Логоритмика занимается коррекцией и профилактикой речевых нарушений через совершенствование двигательных навыков.
-
Пальчиковая гимнастика повышает координационные способности пальцев рук, формируя ассоциативно-образное мышление и развитие мелкой моторики.
-
Психогимнастика – это игры и упражнения, которые направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, ее познавательной и эмоционально-личностной сторон. К психогимнастике относятся коммуникативные игры и танцы, мимические упражнения, релаксация, инсценировки.
-
Дыхательная и артикуляционная гимнастика – упражнения, которые направлены на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
-
Ритмопластика развивает речевой и музыкальный слух, выразительность речи, двигательную активность.
-
Игровой массаж, который способствует защите верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
ЛОГОРИТМИКА – это оздоровление, физическое и духовное развитие.
-
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку, незаметно учатся говорить правильно.
-
Главным критерием логоритмических занятий является соблюдение основных дидактических принципов — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
- Логоритмические анятия рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю.
-
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоциональной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желанию каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия, этому способствует музыкальное сопровождение игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Включая сказочные персонажи, наполняя атрибутами сюжетно-ролевые игры, можно мотивировать детей к речевой активности и другим формам деятельности.
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Первый уровень сложности
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Шел по берегу петух»
Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)
Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)
«Пальчик-непоседа»
Мой пальчик – непоседа,
Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)
А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки …)
«Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо ( опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)
Новый начался денек!
Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
Второй уровень сложности
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)
«Игровой самомассаж»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу («замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу…
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)
«Правая и левая»
Эта правая рука,
Эта левая рука, (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая!
Будет сильной левая, (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)
Будут руки у меня ловкие, умелые. («мотаем клубочки»)
«Хвостатый-хитроватый»
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)
-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладорши)
Это ты в траве шуршишь?
- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)
Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)
- У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).
Третий уровень сложности
«Оладушки»
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)
Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп ! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки.)
«Шарик»
Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)
Он становится большой (медленно развести руки в стороны)
Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)
Воздух вышел, (подуть на ладони)
Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)
«Козлики»
Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)
Вот козлик рогатый. (указательный палец и мизинец выставить вперед)
На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед)
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз.
Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест - накрест)
И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).
Литература
-
Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду.
-
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий.
-
Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей.
|