Дорогие родители, как можно больше общайтесь со своим ребёнком, организовывайте совместные прогулки в парки, скверы, в лес. Учите ребёнка наблюдать во время прогулок за происходящими изменениями в природе. Дети с раннего детства проявляют любознательность, а значит наша задача ее развивать. Надо с детства стараться привить ребенку любовь к природе, умению замечать красоту окружающего мира.
Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?
Позвольте предложить вам некоторые игры, задания, вопросы, стихи, которые могут быть вам полезны.
Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило, обратите внимание на изменения в природе. Во время прогулки задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например: — Какое сейчас время года? — Сейчас осень. — Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов - на улице. — На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает, завяли цветы. Люди надели более теплую одежду.
Прочтите ребенку строки из стихотворения И. Бунина:
Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Обратите внимание ребенка на то, в какие красивые цвета окрасились листья на деревьях. Объясните и покажите: лиловый и багряный цвет у листьев, это какой? Ведь у осени буйство красок, и можно увидеть необычайно красивые оттенки в природе в это время года. Скажите своему малышу, что сейчас золотая осень, пусть он попробует объяснить, почему?
Уточните у ребенка, знает ли он значение слова "листопад". От каких двух слов оно произошло?
Понаблюдайте, как плавно падают листья, как они медленно кружатся в воздухе и ,падая, образуют яркий ковёр на земле. Побегайте с ребенком по листве и послушайте, как шуршат опавшие листья под ногами, как ими пахнет. Также будет интересно их собирать и рассматривать: собрать гербарий, сделать букет, венок – всё на что способна ваша фантазия. Соберите с ребенком много листьев и сделайте салют! Это вызовет восторг у вашего малыша, оставит много положительных эмоций, которые останутся надолго в памяти!
Поиграйте в игры, можно придумать их прямо на ходу. Например, показывая лист, попросить ребёнка определить с какого дерева он упал, постараться вспомнить его название. Можно сопровождать игру такими словами, как: «Раз, два, три, дерево с такими листьями найди!». А еще можно посчитать листочки, составить из низ узор… Такие игры будут и интересны, и познавательны. Побегайте и поиграйте в прятки за деревьями; сделайте из листьев большую кучу, расскажите, что многие животные – ежики, лисы и др, тоже носят листья в норку, чтобы зимой им были не страшны морозы и холода. Попрыгайте через лужи… Дети будут счастливы, что вы делаете это вместе с ним!
Пока гуляете, можно познакомить ребенка с простым стихотворением, а в дальнейшем выучить:
Осень золотая
Ходит по дорожкам.
У неё на ножах
Жёлтые сапожки.
У неё на платье
Листики цветные,
А в её лукошке
Есть грибы лесные.
Также осенью будут интересны наблюдения за насекомыми. Если вам повезло, и выдался солнечный денек, то можно увидеть, как они ещё ползают, прилетают к осенним цветам на клумбах. Объясните, что с наступлением холодов насекомые исчезнут, поэтому и улетают в тёплые края птицы, которые ими питаются. Спросите, может ли ваш малыш назвать каких-нибудь перелетных птиц. Если нет, то вы сами назовите. Расскажите, что они улетают стаями, путь предстоит длинный и долгий, но весной они обязательно вернутся в родные края.
Замечайте всё на своём пути, даже незаметные паутинки, которых так много в лесу, парке в это время года. Рассмотрите вместе с ребенком плетение. Кто попался в его сети? Объясните малышу, что паук является хищником, он ловит мух, комаров и мошек, которыми питается. Скажите, что в воздухе летает много маленьких паутинок. Это молодые паучки расселяются по округе, чтобы не мешать друг другу.
Пока гуляете, можно поиграть в словесные игры, которые способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса. Например:
-
"Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов: туча – тучка, солнце – солнышко, дождь – дождик, аналогично ветер, лист, лужа, трава, зонт…
-
"Скажи наоборот" на употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью ...
Летом небо светлое, а осенью ...
Летом день длинный, а осенью ...
Летом тучи ходят высоко, а осенью ...
Летом люди растят урожай, а осенью...
Летом цветы расцветают, а осенью…
Летом ветер теплый, а осенью…
Весной птицы прилетают из теплых краев, а осенью…
Летом вода в реке теплая, а осенью…
Лист упал … землю.
Шишка упала … дерева.
Грибок попал … корзину.
Солнце спряталось … тучу.
Заяц выглядывает … кустов.
Боровик прячется … листом.
Белка сушит грибы … ветке.
Люди убирают яблоки … садах.
Мышка прячет зернышки … норке.
Я люблю осень, потому что …
На улице много луж, потому что …
Огородники собирают урожай, потому что …
Дуют сильные ветры, потому что …
Птицы улетают в теплые края, потому что …
Трава желтеет, потому что …
Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
Набухают почки, распускаются листья.
Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Дикие животные не делают запасы корма.
На улице расцветают одуванчики.
Над цветами порхают бабочки, пчелы собирают нектар.
Небо застилают серые тучи, и часто идут затяжные дожди.
День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? - ... (ветренный)
День, когда на улице пасмурно, какой? - … (пасмурный)
Утро, когда на улице туман, какое? - … (туманное)
Цветы, которые расцветают ранней осенью, какие? - … (осенние)
День, когда небо ясное, какой? - … (ясный)
Предложите ребенку во время прогулки порисовать палочкой на мокром песке, выложить узор из камешков. Поищите грибочки под деревьями, соберите желуди, шишки, листья и др. природный материал и сделайте вместе с ребенком осеннюю поделку. Это еще одно увлекательное занятие, где вы вместе можете пофантазировать, заняться творчеством!
Пусть дома ребенок нарисует «Осень», все то, что он увидел в парке во время прогулки (деревья с разноцветными листьями; землю, усыпанную листвой; может быть идет дождь и кругом лужи …). Попросите потом рассказать ребенка, что он изобразил в своей картине.
Поиграйте в пальчиковые игры на осеннюю тематику, они способствуют развитию не только моторики кисти, пальцев рук, но и развитию речи (дети выполняют движения руками, пальцами, сопровождая их речью). Найти пальчиковые упражнения вы можете в книгах, которые так и называются, или в интернете.
Вот несколько примеров:
"Осенние листья"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Шагают по столу средним и указательным пальчиками.)
"Овощи и фрукты"
У Лариски – две редиски»
У Алешки —
Две картошки.
У Сережки-сорванца —
Два зеленых огурца.
А у Вовки —
Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки. (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)
Уважаемые родители, больше гуляйте с детьми! Именно природа дает живые и яркие впечатления об окружающем мире, заряжает нас энергией, позитивом, хорошим настроением! И никакая осенняя хандра нам не страшна!
Желаю удачи! |