Книга открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, тем самым она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает детям лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
Главной задачей педагога при ознакомлении дошкольников с творчеством писателя вызвать интерес к автору и его творчеству.
Изучение биографии писателя - сложный процесс, поэтому дети обычно мельком встречаются с писателем: знакомятся с именем, портретом и каким-то занимательным эпизодом из биографии писателя.
На примере знакомства с творчеством детского писателя Самуила Яковлевича Маршака, рассмотрим алгоритм работы:
Самуил Маршак замечательный автор, стихи которого многие помнят наизусть. Дома и в детском саду мы очень часто читаем его произведения. Они веселые, поучительные и добрые. Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать вам, что – то хорошее, доброе и научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны и внимательны.
- Знакомство с портретом и краткой биографией писателя.
Родился Маршак Самуил Яковлевич в 1887 году в городе Воронеже. Его семья была небогатой. Отец был простым рабочим на заводе. Он всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Будущий писатель всегда вспоминал его с огромной любовью. Послушным мальчиком маленький Маршак никогда не был. Скорее - наоборот. Он очень часто ввязывался в драку во дворе, соседские мальчишки уходили домой со слезами и ссадинами. Дома мог с легкостью разбить банку с вареньем или вазу. Он был сплошной ураган.
Писать небольшие тексты он начал в 4 года. А уже в 11 лет он написал настоящие большие произведения. Парень увлекался иностранными языками. Особенно хорошо знал английский, так как учился в одной из школ Англии.
В 1923 году писатель стал одним из сотрудников театра для юных зрителей в городе Петрограде. Тут же он выпускает первые сказки для детей в стихах «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Детки в клетке» и многие другие.
Так же он преподавал в кружке детских писателей. Самуил Яковлевич очень любил детей. Многие его работы написаны для них. Главными героями его произведений очень часто выступают сами дети. Писатель поэтому и работал там, где был в окружении детей. Он передавал им свой опыт.
- Знакомство детей с основными произведениями С. Я.Маршака: «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Детки в клетке», «Мяч», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный», «Багаж»
- Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборников «Детки в клетке» и «Круглый год».
- Беседа о пользе сна и соблюдения режима по стихотворению «Ванька-встанька».
- Формировать представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год».
- Выполнить совместно со взрослыми иллюстрации к стихотворениям С. Я. Маршака.
- В итоге можно провести викторину:
Юные знатоки произведений С.Я. Маршака.
- Какое животное отправила в багаж дама? (маленькую собачку)
- Что за детки сидели в клетке? (малыши животных)
- За какими цветами мачеха отправила падчерицу в зимний лес? (подснежники)
- Какой зверь чуть не проглотил воробья? (крокодил)
- Как звали кота, который служил у тети кошки? (Василий)
- На какой улице жил рассеянный человек? (Бассеянной)
- Как называлось стихотворение, в котором девочка воспитывала животное? (усатый-полосатый)
- Какой подвиг совершил неизвестный герой? (спас девочку из пожара)
- Чей голос понравился глупому мышонку? (Кошки)
- Вылупилось у мамы курицы ровно 10 (утят)
- Зачем мама мышь приглашала животных к глупому мышонку? (уложить мышонка спать)
- Кто стучится в дом ко мне с толстой сумкой на ремне? (почтальон)
- Кто обедал у зверей в зоопарке? (воробей)
- Чем лакомились на скамеечке 3 феечки? (булкой с маслицем)
- В какую игру предложила поиграть умному мышонку кошка? (кошки-мышки)
|