Формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, является основной задачей в процессе обучения грамоте.
Для быстрого и легкого усвоения чтения, а также, чтобы ребёнок избежал многих ошибок, следует развивать:
- фонематическое восприятие (т.е. умение различать звуки родного языка);
- умение различать гласные – согласные звуки, звонкие-глухие, твердые-мягкие звуки;
- умение определять позицию и количество звуков в слове.
ПАМЯТКА
при обучении ребенка чтению и развитии фонематического слуха:
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложение - это законченная мысль.
- Предложения состоят из слов, слова в предложении пишутся отдельно.
- Слова состоят из звуков.
- Звук - это то, что мы слышим и произносим, звук на письме обозначается буквой.
- Буква - это то, что мы видим и пишем.
- Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - при произнесении воздух не встречает преграды (проходит свободно), поэтому их можно петь голосом (выше - ниже).
В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Четыре гласные буквы (звуков НЕТ) - «Я» «Ю» «Е» «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [й’а], «ю» - [й’у], «е» - [й’э], «ё» - [й’о]) в следующих случаях:
- в начале слова (яма, юла);
- после гласного звука (маяк, заюшка);
- после мягкого знака (семья)
- после твердого знака (подъем).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
Согласные звуки - при произнесении воздух встречает преграду, поэтому согласные звуки нельзя петь.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются, когда закрываем уши, или по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит, или закрываем уши – не звенит): [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит, или закрываем уши – звенит): [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом: [к], [г], [п], [б], [т], [д], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [х], [ц], [м], [н,], [л], [р]. ВСЕГДА твёрдые согласные звуки: [Ш], [Ж], [Ц].
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом. [к'], [г’], [п’], [б’], [т’], [д’], [ф’], [в’], [с’], [з’], [х’], [ч’], [щ’], [й’], [м’], [н’], [л’] [р’]. ВСЕГДА мягкие согласные звуки: [Ч’], [Щ’], [Й’].
Примеры игр на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста
- «Кто внимательнее» Взрослый показывает картинки и называет их. Ребёнок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудки, стрекоза общий звук [з].
- «Отстукивание слогов». Взрослый напоминает ребёнку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: ма-ши-на и т.д. Затем водящий громко и отчётливо называет слово. Ребёнок отхлопывает в ладоши это слово.
- «Цепочка слов». Взрослый называет слово, ребёнок определяет последний звук в этом слове и на этот звук придумывает новое слово. Образуется цепочка слов: книга-апельсин- нос-солнце.
- «Телеграфисты». Взрослый придумывает слово и произносит это слово по звукам, а ребёнок называет эти звуки слитно, осуществляя операцию звукового синтеза. Например, родитель – слово «м а к», при этом между звуками соблюдается временный интервал, а ребёнок их , последовательно выдаёт нужное слово «мак»
- «Поймай звук» Родитель произносит любое слово и говорит, какой по счету он должен назвать звук. Например, слово «дом» второй звук. Ребёнок отвечает:«второй звук в слове «дом» звук [о].
- «Мягкие и твёрдые звуки». Родитель произносит слоги, где согласный звук в слоге твёрдый. Ребёнок, преобразовывая слог, называет согласный звук мягко. Например: та – тя, ту – тю, ты – ти, то – тё и т. д.
- «Подумай, не торопись». Родитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол»;
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (воробей, грач…);
- Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а»;
- Назови предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.
- «Юные поэты». Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например
В норке жили – были мышки,
А на столе лежали пышки.
Задача взрослых заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе развития речи. Для этого совместная деятельность должна быть интересной игрой. |