Речь – это результат познания мира, отраженного в сознании через слово. А также речь – это процесс использования языка в качестве средства общения. Уже с раннего возраста ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свое значение. В детском саду ребенок активно начинает познавать мир через общение с взрослыми и сверстника и предметную деятельность. Резко увеличивается словарный запас. Происходит полная интеграция мышления и речи. Сознание приобретает знаковую функцию. У ребенка развиваются такие функции речи как:
- коммуникативная (передача информации через общение);
- регулирующая (действия по речевым правилам, инструкции);
- обобщающая (понимание того, что слово обозначает не только отдельный предмет, но целую группу сходных предметов и явлений и является носителем их существенных признаков);
- отражающая опыт взаимодействия с миром.
На своих занятия я часто использую речевые игры, решая при этом несколько значимых задач: развитие высших психических функций, таких как память, мышление; развитие представлений об окружающем мире, а также развитие речи.
Предлагаю вашему вниманию игры для развития речи детей дошкольного возраста.
«Что бывает….? Какое бывает?»
Начинается игра словами:
«Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если ребенок не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает).
Или наоборот:
«Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще…» и так далее о других предметах или живых существах.
«А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»
Или так:
Что бывает круглое? Что бывает острое?
Что бывает жидкое? Что бывает длинное?
Что бывает пушистое? Что бывает твердое?
Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Еще интересным приемом является, когда я предлагаю ребенку задавать мне подобные задания. А я время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен ребенок или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
«Что сначала, что потом»
Знакомим ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, ему предлагается продолжить фразы типа:
-сначала чай наливают, потом пьют
-сначала человек ложится спать, потом встает
-сначала самолет взлетает, потом…
-сначала птичка откладывает яичко, потом…
Здесь интересный прием - «запутаться» и произнести «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т. д.
«Что будет, если…»
Игра типа «вопрос/ответ»:
«Что будет, если я встану ногами в лужу?»
«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее.
Интересно предложить ребенку поменяться местами, где вопросы будет задавать он.
«Что можно делать с…? С чем можно делать… ?»
Игра начинается с фразы:
«Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще…» - ребенок продолжает.
Или:
«Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу…», «Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».
Или фразы типа:
«Чай пьют, а печенье едят.», «На кровати лежат, а на стуле сидят.», «Рубашку шьют, а шарф …», « Котлеты жарят, а суп…» и так далее.
Когда суть игры станет понятной, можно поменяться ролями - ребенок начинает, а взрослый продолжает.
«Кто что делает?»
Начало игры может быть таким:
«Солнышко - светит, сияет, греет, а еще….», «Машина - едет, гудит, светит…», «Кошка - бегает, ходит, пьет, спит…»
Или ребенку называют два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
«И лягушка, и зайчик - прыгают.», «И птица, и муха летают.», «И снег, и лед - тают.»
Или много предметов на одно действие:
«Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …», «Едет - машина, поезд, велосипед, …», «Тает - мороженое, лед, …»
Такие речевые игры-задания помогают развивать когнитивные способности детей, и как следствие, позволяют ребенку получать, обрабатывать и использовать знания для адаптации в окружающем пространстве и социуме, способствуют развитию связной речи. |