Уважаемые родители! Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в детском саду, а также от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как:
- развитый речевой слух
- четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание)
- знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой
- выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и пр.
Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи. В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец). На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Мы у детей формируем умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно. Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха. Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Вводятся условные обозначения: гласные звуки - красный цвет, согласный – синий. Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами. Помимо занятий в детском саду, я рекомендую дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.
Игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха
- «Угадай-ка» (Имитация голосов птиц и животных). Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребенка прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т.д. Добивайтесь от ребенка четкой артикуляции звуков. Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т.д.)
- «Длинное-короткое» (Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова). Можно искать на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова в которых мало звуков (нож, соль, суп и т.д.).
- «Найди звук». Нужно назвать цепочку из трёх слов, а ребёнок должен найти звук, который встречается во всех словах. Например, для цепочки «Кот, рот, мост» это будет [о].
- «Поймай песенку». Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и т. д.
- «Где прячется звук». Предлагайте ребенку слова, выделяя, например, звук «о». Ребенок определяет позицию в слове (начало, середина, конец).
- «Измени слово». Ребенку предлагаются картинки с односложными словами. Необходимо изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом-домик.
- «Мягкий-твердый». Предлагайте ребенку картинки со словами с мягким согласным звуком и с твердым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твердым – на стол или камень.
- «Назови слова на звук» Предложите ребёнку любой звук и попросите назвать как можно больше слов на этот звук.
Подготовка к обучению грамоте — это систематический и интересный процесс, который требует терпения и поддержки со стороны родителей. Важно создавать дома атмосферу любви к чтению, поощрять любознательность и развивать навыки постепенно. Регулярные занятия, игры и совместное чтение помогут вашему ребенку успешно подготовиться к школе и сделать обучение приятным и увлекательным. Помните, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и главное — поддерживать его интерес и уверенность в своих силах.
Желаю успехов в подготовке вашего ребенка к школе! |